Что вы знаете о царях в спарте. Царская власть в древней спарте. Эллинистическая и римская эпоха

Античные спартанцы не разделяли увлечения Афинян архитектурой и искусствами, а потому в городе почти ничего не сохранилось от той поры, когда его звезда стояла в зените. Свято веря в то, что никакие стены не сохранят полис лучше доблести граждан, они предпочитали инвестировать средства государства в воспитание молодежи, подарив Греции целую плеяду прославленных полководцев. Сегодня многие из них подзабыты. А потому Grekoblog решил посвятить отдельный пост этой теме, отобрав пятерых спартиатов, судьба которых в наибольшей степени переплелась со славой древней Спарты.

Ликург (предположительно IX в.до н.э.)

Хотя многие историки сомневаются, что Ликург был реальной исторической личностью, влияние этого полулегендарного персонажа на место Спарты в истории сложно переоценить. Ликург, собственно, и был тем человеком, благодаря которому – согласно легендам – Спарта ступила на путь развития человеческой доблести. Главное достижение Ликурга – составление свода законов, поспособствовавших быстрой трансформации этого, очень заурядного на тот момент, греческого полиса в одну из первых сверхдержав Древнего мира.

Что же сделал Ликург? Он провел политическую, экономическую и общественную реформы, каждая из которых являлась важной составляющей общего замысла – превращения Спарты в сверхдержаву. Сейчас сложно сказать, было ли это целью Ликурга, однако то, как органично реформы дополнили друг друга, позволяет предположить, что это не случайное совпадение.

Человеку, который предлагал установить в Спарте демократию, Ликург сказал: «Сперва установи демократию в своем доме».

С политической точки зрения Ликург ограничил власть царей введением герусии – совета старейшин – и передачей значительных полномочий народному собранию. Базисом экономических реформ Ликурга стали передел земли и введение в оборот железных денег вместо золотых и серебряных. Такой подход позволил уравнять спартанцев и надолго отбить у них желание к накоплению богатства, не признаваемого ни в одной другой стране. Стержнем же общественной реформы стал новый подход к воспитанию молодежи, который позволил Спарте с детства прививать подрастающему поколению ценности государственного и общественного устройства, равно как и уделять огромное внимание его военной подготовке.

Реформы Ликурга позволили преодолеть внутренний кризис государства и открыть новую страничку в истории, преисполненную славы и воинской доблести – период, продолжавшийся почти 500 лет.

Клеомен I Эврисфенид (годы правления: 520 г.до н.э. – 491 г.до н.э.)

Говорят, что все великие люди немного безумны, и Клеомен I — не исключение. Ужасная смерть царя стала странным окончанием его доблестной жизни.

О Клеомене I упоминают редко, а известно о нем совсем мало. Но многие историки сходятся в одном – годы правления Клеомена I стали зенитом могущества Спарты. Если перейти от абстрактных выражений к конкретным примерам, то к наиболее значительным деяниям Клеомена следует отнести разгром Аргоса, изгнание тиранов из Афин, и объединение общин Пелопоннеса в союз, где Спарта занимала доминирующее положение.

Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.

Так ли значимы эти события, что мы внесли Клеомена в наш короткий список? Ответить на это можно только положительно. На тот момент Аргос и Спарта были главными государствами Пелопоннеса, которым уже становилось тесно на полуострове. Поэтому победа Клеомена над Аргосом, пусть и кровавая, позволила Спарте «расправить крылья», надолго отбив у «конкурента» желание и возможность тягаться силами со спартанцами. Это, в свою очередь, позволило более активно продвигать линию внешней политики и сформировать союз, который на несколько последующих веков стал главным оплотом могущества государства.

Леонид (годы правления: 491 г. до н.э – 480 г. до н.э.)

Сменивший на царском троне Клеомена, Леонид за первые 10 лет своего правления если и сделал что-либо стоящее отдельного упоминания, то история этих подробностей не сохранила. Тем достойней выглядит смерть царя в 480 г.до н.э. при Фермопилах, ценой собственной жизни (и нескольких сотен других греков) прикрывшего отход объединенной греческой армии от превосходящих сил персов.

Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил: «Слишком много — ведь они обречены на смерть».

О подвиге Леонида было снято два фильма и написан целый ряд книг, а потому его имя вряд ли нуждается в отдельном представлении. Заметим лишь, что имя царя на тысячелетия вперед стало символом спартанской и воинской доблести, а подвиг, в котором он сыграл роль «первой скрипки», отодвинул на задний план многие, порой весьма неоднозначные моменты спартанской истории.

Лисандр (452-396 года до н.э.)

Роль Лисандра в Спартанской истории сложно оценивать однозначно. С одной стороны он положил конец Пелопоннесской войне и взял Афины, уже всерьез и небезосновательно претендовавшие на гегемонию в Элладе. Это возвысило Спарту на небывалую высоту и на короткий период уже не номинально, а вполне реально позволило диктовать свою волю большей части древнегреческих государств на материковой Элладе, островах Эгеиды и даже в Малой Азии.

Видя лакедемонян в нерешительности перед стенами Коринфа, Лисандр заметил, что из города через ров выскочил заяц и воскликнул: «Неужели вам страшны враги, которые так ленивы, что у них под. стеною свят зайцы»

С другой стороны следствием побед на внешних фронтах стал значительный приток в Спарту золота, страсть к обладанию которым впервые за многие века после Ликурга начала размывать устои общественного порядка спартанцев. Позже именно имущественное расслоение когда-то однородного общества спартиатов исследователи назовут одной из главных причин упадка. Однако при Лисандре до этого еще далеко – ведь Спарта при нем являлась самым могущественным государством Греции.

Агесилай (около 442 - около 358 до н. э.)

Хотя после Агесилая спартанская земля взрастила немало доблестных полководцев, царь стал, пожалуй, последним лидером еще великого государства. Именно при Агесилае Спарта утратила главенствующее положение в Греции и едва не лишилась независимости. После смерти Агесилая спартанцам еще удавалось одерживать блестящие тактические победы, но истощенные постоянными войнами и, лишившись многих союзников, они уже не смогли восстановить былого могущества.

Когда некий врач предписал Агесилаю тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого».

Тем не менее, потерю спартанской гегемонии в Греции нельзя вменять в вину Агесилаю. Нежелание Спарты адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, отсутствие крепкой экономики и снижение роли законов Ликурга в обществе в куда большей степени ответственны за финальный результат. Грамотная внутренняя и внешняя политика властей могли бы, наверное, еще на какое-то время задержать процесс разложения спартанского общества, но предотвратить его — вряд ли.

Правя спартанцами, Агесилай совершил немало доблестных подвигов, проявив блестящие качества полководца и политика. Под его руководством, в частности, греческая армия высадилась в Малой Азии и нанесла серию поражений персам (396-394 годы до н. э.). Не будучи в состоянии справится с Агесилаем на суше, персы были вынуждены субсидировать освободительное движение в подконтрольных Спарте государствах. Тогда внутренние войны заставили бы Агесилая покинуть Империю. Расчет оказался верным – нуждаясь в войсках для укрепления пошатнувшегося положения, Спарта отозвала Агесилая обратно в Грецию. В противном случае, кто знает, слава разгрома персов вполне могла бы принадлежать Агесилаю, а не Александру Великому.

Но история, как известно, не признает слова «бы».


Роль царей

Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V–IV вв. до н. э. эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Дерево на развалинах древней спарты. Фото: sean_yusko

При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами и, по словам Ксенофонта, «в городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли». На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они назначали проксенов, выдавали замуж невест - наследниц, потерявших родственников. Высокий авторитет царской власти проявлялся также в оказании особых почестей умершему царю. «Что касается почестей, - писал Ксенофонт в IV в. до н. э., - воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно, что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев». При таком положении царей в государстве всегда существовала реальная опасность усиления царской власти, вплоть до ее превращения в настоящую монархию. Вот почему царям уделяли столько внимания.

«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них - старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет» (Плутарх. Ликург, гл. 7).

В VII в. до н. э., в период второй Мессенской войны, была проведена реформа армии и вооружения. К этому времени и относится, по-видимому, создание фаланги гоплитов (пехотинцев в полном военном вооружении).

Со времени создания «общины равных» зародилась и новая этика спартанской общины, выразителем которой был поэт Тиртей. Обязанность каждого гражданина состоит в борьбе за славу спартанского полиса, а если понадобится, он должен умереть за славу города, мужчин и отцов Спарты; погибшего в бою ожидает неувядаемая слава среди его потомков.

В ранний период цари были тесно связаны с народом, они являлись религиозными и военными главами общины. Происхождение двух царей обычно объясняется результатом синойкисма дорийской и ахейской общин: один царский род был дорийским, другой - ахейским. Царская власть была наследственной и передавалась от отца к сыну. Цари были военачальниками и жрецами. В качестве верховных жрецов спартанской общины они приносили от имени полиса жертвы богам как в мирное время, так и во время войны.

Дома царей были расположены у пруда, чтобы они имели в изобилии воду. При появлении царей в герусии, геронты должны были приветствовать их стоя. Любое дело, рассматривавшееся в герусии, должно было начинаться с обращения к царям.

Наиболее важной функцией царей были их военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти над любым воином. В походе никто из должностных лиц не имел права вмешиваться в распоряжения царей или не подчиниться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

После окончания войны власть царей ограничивалась их жреческими функциями. Кроме того, они сохранили от старых времен судебную власть по делам семейного права: выносили решения по вопросам наследства и усыновления. В ранний период истории Спарты эти религиозно-правовые функции царя имели еще большее значение, так как заключались в контроле за продолжением рода. Выдача замуж дочери-наследницы и усыновление в семье, где не имелось прямых потомков, имело отношение к наследованию клеров и к сохранению их в пределах одних и тех же родов. Дочь-наследница первоначально выдавалась замуж только за своих родственников, так же как из числа родственников обычно происходило усыновление. Наследований по завещанию в Спарте не было. Таким образом, судебные функции царя диктовались интересами сохранения семейной собственности и семей спартиатов.

Смерть царя была большим событием в жизни Спарты. Городской рынок в это время закрывался на 10 дней, общественная жизнь города замирала. Тело царя, положенное в гроб, заливалось медом, чтобы предохранить его от разложения. Гроб сопровождала процессия из граждан, представителей из всех поселений периеков и многих илотов. Илоты при этом были обязаны обнаруживать горе - стонать, царапать лица, рвать на себе волосы и т. д.

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периеков, они владели также наиболее плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, по свидетельству Геродота, в каждое новолуние и седьмой день каждого месяца царям поставлялось «от народа» по взрослому жертвенному животному, по медимну муки и по лаконской четверти вина, т. е. содержание царского дома в значительной степени покоилось на натуральных поставках спартанской общины. При жертвоприношении цари получали двойную порцию угощения; им принадлежали и кожи жертвенных животных (Геродот, VI, 57). Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей государственной общины.

Судя по сообщению Геродота, после смерти царя новый царь прощал кому-либо из спартиатов его долг царю или общине спартиатов, т. е. долг частному царскому хозяйству или государству (Геродот, VI, 59). Таким образом, здесь царь выступал еще как руководитель всей общины, от ее имени.

Кроме царей, которые были председателями герусии, в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов. Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Ее решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже гражданский суд перешел к эфорам, а за герусией сохранился суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Армия

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов - спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

В спартанской армии была хорошо продуманная организационная структура, в том числе многочисленный командный корпус, пользующийся в обществе определенным политическим влиянием. Одной из высших военных должностей была должность наварха, командующего спартанским флотом. Должность наварха не была постоянной. Аристотель называет навархию «почти второй царской властью», а навархов как командующих и политических деятелей считает реальными соперниками спартанских царей. Нужно отметить, что, так же как и цари, спартанские навархи находились под постоянным контролем эфоров. Например, знатный спартиат Лисандр, по словам Плутарха, «самый могущественный из греков, своего рода владыка всей Греции», распоряжавшийся судьбами громадного флота, внушительной армии, многих городов, строго выполнял все указания эфоров, по их приказу покорно возвратился в Спарту, где с большим трудом смог оправдаться в своих действиях.

В структуре сухопутного войска предусматривался постоянный штат различных военных командиров. По данным Ксенофонта, служившего в спартанском войске и хорошо знавшего его порядки, командный состав в Спарте был довольно многочисленным. Он включал командиров подразделений, на которые делилась спартанская армия: полемархов, командующих морой (от 500 до 900 человек), лохагов, командующих лохом (от 150 до 200 человек), пентекостеров, командующих пентекостией (от 50 до 60 человек), и эномотархов, командующих эномотией (от 25 до 30 человек). Полемархи составляли ближайшую свиту царя и его военный совет, они постоянно находились около царя и даже питались вместе с ним, присутствовали при жертвоприношениях. В царскую свиту входили также отборные воины, выполнявшие функции современных адъютантов, гадатели, врачи, флейтисты. Здесь же находились пифии, а также командиры союзных отрядов, подразделений наемников, начальники обозов. В управлении войском царям помогали специальные должностные лица: различные воинские преступления разбирали судьи - элланодики, распоряжаться финансами помогали особые казначеи, распродажей военной добычи занимались лафирополы. Царскую особу охранял отряд из 300 «всадников» - молодых спартиатов (на самом деле это были пешие воины, название условное), три его командира - гиппагрета - входили в ближайшее окружение царя. В источниках мало данных о том, кто назначал многочисленных военных командиров в спартанской армии и как действовала такая отлаженная система в мирное время. Можно предположить, что их избирали в апелле (в собрании тех же воинов - спартиатов), но по представлению царей. Время пребывания в должности, видимо, зависело от воли царя как командующего армией. Особое место среди спартанских командиров занимали гармосты, назначаемые в качестве начальников гарнизонов Лаконики или на ближайшие острова, имеющие стратегическое значение, например на остров Киферу. В целом спартанский государственный строй как строй олигархический представлял собой сочетание гражданских и военных властей, в котором власть спартанской олигархии уравновешивалась авторитетом военных командиров во главе с царями, с которым спартанская геруссия и эфорат вынуждены были считаться.



Леонид - один из самых известных спартанских, да и вообще древнегреческих царей. Его слава вполне заслуженна. Благодаря совершённому в битве при Фермопилах подвигу имя этого полководца и государственного деятеля пережило столетия и до сих пор является символом высочайшего патриотизма, мужества и жертвенности.

Ранние годы

Отцом Леонида был Анаксандрид II, спартанский царь из рода Агиадов, правивший в 560–520 годах до н.э. Согласно историку Геродоту, царь Анаксандрид был женат на дочери своего брата, которая долго оставалась бездетной. Чтобы не прервался царский род, эфоры посоветовали царю отпустить свою жену и взять другую. Анаксандрид, любивший жену, ответил, что не может обидеть свою супругу, которая ни в чём перед ним не провинилась. Тогда эфоры разрешили царю сохранить первую жену, но при этом взять себе вторую, которая могла бы родить ему детей. Так царь стал жить одновременно на две семьи.

Через год вторая жена принесла ему сына Клеомена. Вскоре после этого первая жена Анаксандрида, до этого считавшаяся бесплодной, также забеременела и произвела на свет одного за другим троих сыновей: Дориея, а затем близнецов Леонида и Клеомброта. Вторая жена царя больше не рожала.

Когда Анаксандрид умер в 520 году до н. э., перед спартанцами стал вопрос о престолонаследии. Клеомен был старшим сыном царя, но Дорией по совету одного из своих друзей заявил, что он родился от первого, как бы более законного брака, и потому имеет больше прав на власть. Спартанцы разделились на два лагеря, но в конечном итоге победу одержали сторонники Клеомена. В гневе Дорией покинул Спарту и уплыл на запад. В 515 году до н. э. он предпринял попытку основать колонию сначала на северном побережье Африки, а затем на западе Сицилии, но властвовавшие здесь карфагеняне каждый раз его изгоняли. В бою с ними в 510 году до н. э. Дорией погиб.

Тем временем Клеомен заручился поддержкой своих младших братьев. За Леонида он выдал замуж свою дочь Горго, что говорит если и не о дружбе, то по крайней мере о каком-то доверии между ними. Клеомен был одним из самых воинственных и амбициозных спартанских царей. Он нанёс поражение давнему сопернику Спарты Аргосу, подчинил аркадскую Тегею, после чего объединил зависимые от Спарты города-государства в Пелопоннесский союз под её гегемонией.

Панорама современной Спарты. На заднем плане видна гора Тайгет, отделявшая Лаконию от соседней Мессении. На переднем плане развалины театра римского времени. Фото сделано с холма, на котором располагался акрополь Спарты

При этом, в отличие от большинства спартанцев, Клеомен отличался крайней беспринципностью при достижении своих целей. Так, в 491 году до н. э. ему удалось отстранить от власти второго царя Демарата, обвинив того в том, что он якобы являлся незаконнорождённым. Демарат бежал к персам, однако этот случай вызвал большой скандал в Спарте, в ходе которого вскрылись некоторые подробности интриг Клеомена. Опасаясь грозившего ему суда эфоров, Клеомен покинул город и обосновался в Аркадии. Здесь он стал подбивать спартанских союзников к мятежу. В страхе перед ним эфоры согласились забыть о случившемся. В 487 году до н. э. Клеомен вернулся в Спарту, здесь внезапно впал в безумие и покончил с собой.

Поскольку собственных сыновей у Клеомена не было, ему наследовал Леонид. У современных историков это вызвало к жизни предположения о причастности Леонида к тёмным подробностям гибели его предшественника. Однако следует признать, что прямыми свидетельствами злого умысла мы не располагаем. А высокая репутация, которой пользовался Леонид и при жизни, и особенно после своей смерти, не позволяет выдвигать против него голословные обвинения.

Персидская угроза

Леонид был царём на протяжении 7 лет, но известен он остался в первую очередь благодаря своей роли в сражении при Фермопилах. Чтобы перейти к изложению истории похода Ксеркса на Грецию, следует сказать несколько слов и о его предыстории. С персидской державой Ахеменидов греков связывали давние отношения. Ионийские города-государства западного побережья Малой Азии являлись подданными царя Дария и платили ему дань. В 499 году до н. э. они подняли восстание, в котором на помощь ионийцам пришли Афины и Эретрия. Спартанский царь Клеомен, которого также посетили послы ионийцев, проявил в этом вопросе осторожность.

Подавив восстание, персы решили наказать помогавших мятежникам греков. В 492 году до н. э. царский родственник Мардоний с большой персидской армией переправился во Фракию. Ряд греческих общин: Фивы, Аргос, Эгина - согласились дать царю «землю и воду» в знак признания над собой его власти. Спартанцы не только отказались это сделать, но и убили царских послов, бросив их в пропасть и предложив отыскать землю и воду на дне.


Греческий посол перед персидским царём Дарием. Роспись античной вазы, V век до н. э.

В 490 году до н. э. большой персидский флот прибыл к берегам Греции. Персы разрушили Эретрию на Эвбее, продали её жителей в рабство, а затем направились к Аттике. Афиняне обратились за помощью к Спарте, а пока те медлили с отправлением в поход, сумели сами разбить непрошеных гостей в битве при Марафоне. Остатки персидской армии сели на корабли и отплыли обратно в Азию. Опоздавшим к сражению спартанцам оставалось лишь осмотреть тела варваров и засвидетельствовать афинянам своё почтение. Персидский царь был весьма опечален случившимся, но его планам мести помешало разразившееся в Египте восстание, а в 486 году до н. э. Дарий умер. Его наследник Ксеркс на протяжении 486–483 годов был вынужден усмирять восставших египтян и вавилонян. Таким образом, греки получили 10-летнюю передышку.

В 483 году до н. э. Ксеркс окончательно расправился с мятежниками и начал наконец готовить большой поход против Греции. Собранная им армия была огромной и, по словам Геродота, насчитывала 1,7 млн человек. На море её сопровождал огромный флот из 1200 кораблей. По мнению современных исследователей, более реалистично выглядят цифры от 80 000 до 200 000 воинов и от 400 до 600 кораблей.

Два года эти силы собирались в Сардах. Наконец, с наступлением весны 480 года до н. э., персидское войско выступило в поход. По приказу Ксеркса через Дарданеллы были наведены два понтонных моста по 1300 м длиной каждый. По ним персидское войско на протяжении 7 дней непрерывно осуществляло переправу на европейский берег пролива.

При известии о приближении армии Ксеркса греческие города-государства охватил ужас. Свою покорность царю поспешили изъявить фессалийцы и фиванцы с беотийцами. Даже наиболее авторитетный среди греков оракул Аполлона в Дельфах прочил своим войскам поражение.

Планы греков по обороне страны

Сопротивление персам возглавили Афины и Спарта. Ещё осенью 481 года до н. э. в Коринфе собрался общегреческий конгресс, участники которого объединились в Эллинский союз, чтобы сообща бороться с персами и теми греками, которые добровольно выступили на их стороне. Гегемоном союза большинством голосов была избрана Спарта, как самое сильное в военном плане государство.

При обсуждении оборонительной стратегии среди союзников выявились серьёзные разногласия. Спарта и остальные пелопоннесцы предлагали укрепить стеной узкий Коринфский перешеек и обороняться от персов здесь. Этому решению горячо сопротивлялись афиняне и другие союзники, земли которых подверглись бы неизбежному разорению. После жарких споров греки решили занять оборону в Темпейском ущелье и весной 480 года до н. э. выслали туда 10 000 воинов под командованием спартанца Евенета и афинянина Фемистокла.

Здесь споры между союзниками вспыхнули вновь. Спартанцы не хотели сражаться, имея в тылу фессалийцев, среди которых были сильны проперсидские настроения. К тому же, указывали они, персы могли проникнуть в Фессалию другой, хотя и трудной дорогой через Олимп, или даже высадиться с моря южнее прохода. Простояв некоторое время в Темпе, войско вернулось обратно, прежде чем туда успели явиться персы.


Фермопилы, современный вид с высоты полёта самолёта. Наносы Сперхея сильно изменили береговую линию со времён древности; тогда море подходило к самым скалам, примерно до линии современного шоссе, оставляя проход, в самой узкой части не превышавший нескольких метров шириной

Вторым рубежом обороны было Фермопильское ущелье на границе между северной и средней Грецией. В этом месте высокие горы очень близко подходили к морю, оставляя лишь узкий семикилометровый проход, протянувшийся между горным отрогом Каллидром и южным болотистым побережьем Малийского залива. Одновременно военный флот греков должен был стать недалеко от Фермопил, в проливе между северным берегом Эвбеи и мысом Сепия, и таким образом прикрыть армию с моря. В начале июля сюда прибыли 200 афинских кораблей, которыми командовал Фемистокл, и 155 пелопоннесских под командованием Эврибиада.

Но силы, отправленные спартанцами к Фермопилам, оказались гораздо меньше тех, что здесь ожидались. Сами спартанцы прислали только 300 воинов, ещё 1000 были из числа периэков, аркадяне послали несколько больше 2120 воинов, коринфяне 400, флиунтцы 200, микенцы 80. В общей сложности отряд насчитывал около 4000 гоплитов. Чтобы придать делу больше значения в глаза греков, спартанцы поставили во главе своего маленького отряда царя Леонида. Сопровождавшие его 300 спартанцев, скорее всего, относились к отборному отряду «всадников», составлявших свиту царя в походе.

Когда Леонид со своим войском проходил через Беотию, к нему добровольно присоединилась 700 феспийских воинов; фиванцы, персидский образ мыслей которых был хорошо известен, были вынуждены дать ему 400 своих воинов фактически в качестве заложников своей лояльности. Локры и фокидяне прислали около 1000 человек. Всего в войске Леонида, когда он разбил свой лагерь в Фермопилах, было 7200 воинов.


Голова мраморной статуи, найденной в 1925 году на акрополе Спарты. Воин изображён в героической наготе, для большей выразительности глаза статуи были изготовлены из стекла. Не без оснований статую считают изображением Леонида, в честь которого на акрополе спартанцами был воздвигнут монументальный комплекс

Изначально предполагалось, что передовой отряд Леонида - это только авангард, за которым вскоре последуют основные силы. Греки заняли проход и восстановили некогда перегораживавшую его стену. Тем не менее обещанная помощь так и не появилась. Спартанские власти в ответ на просьбы Леонида прислать подкрепление заявляли, что этому препятствуют предстоящий праздник Карнеи (праздновался в сентябре на протяжении 9 дней) и обещали, что по его окончании немедленно выступят на помощь со всеми своими силами. До того момента Леониду предстояло оборонять проход в одиночку.

По поводу искренности этих обещаний мнения современных историков разделились. Спартанцы в древности были известны своим исключительным консерватизмом и уважительным отношением к религиозным обрядам. Любые неблагоприятные знамения могли стать причиной задержки, и подобные случаи неоднократно происходили позже. С другой стороны, среди самих спартанцев и их союзников, как указывалось ранее, не было единогласия относительно того, где и как следовало обороняться от противника. Поэтому афинянам позиция спартанских властей казались лишь попыткой тянуть время и попыткой сохранить свои главные силы для защиты Пелопоннеса.

Оборона Фермопил

Тем временем Леонид расположился лагерем в Альпине и ждал здесь прибытия Ксеркса. Один местный житель, рассказывая эллинам о многочисленности варваров, добавил, что «если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдёт затмение солнца». В ответ спартанец Диенек беззаботно пошутил:

«Наш приятель из Трахина принёс прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени».

Когда персы явились, увидев их многочисленность, греки пали духом. Некоторые призывали к отступлению, однако этому воспротивились фокидяне, да и сам Леонид со своими спартанцами оставался при твёрдом намерении удерживать свой пост до конца.

Ксеркс ещё в Фессалии слышал, что Фермопильский проход занят небольшим отрядом греков, но он не думал, что они останутся там при его приближении. Разбив лагерь у Трахина, он послал лазутчика посмотреть, сколько греков и что они делают. Вернувшись, лазутчик сообщил царю, что видел передовой пост, на котором одни воины развлекались тем, что бегали наперегонки друг с другом, а другие расчёсывали свои длинные волосы. Ксеркс нашёл подобное занятие смешным для мужчин, но Демарат, изгнанный царь спартанцев, сопровождавший его в этом походе, сказал следующее:

«Эти люди пришли сюда сражаться с нами за этот проход, и они готовятся к битве. Таков у них обычай: всякий раз, как они идут на смертный бой, они украшают себе головы. Знай же, царь, если ты одолеешь этих людей и тех, кто остался в Спарте, то уже ни один народ на свете не дерзнёт поднять на тебя руку».


Фермопилы, современный вид. В древности береговая линия проходила там же, где сегодня проходит шоссе. Открывающийся вид снят с холма Колонос, на котором разыгрались последние сцены сражения

Прежде чем отдать приказ о выступлении, Ксеркс выжидал 4 дня, а затем послал в проход наиболее боеспособные после собственно персов отряды мидян, киссиев и саков с приказанием взять греков живыми и привести их к нему. В начале сражения грекам предложили сложить оружие, на что Леонид, согласно Плутарху, дал легендарный ответ: «Приди и возьми» (др.-греч. Μολὼν λαβέ). Сражение в проходе длилось целый день, но мидянам так и не удалось продвинуться ни на шаг вперед.

На следующий день по приказу Ксеркса в атаку были посланы отряды, состоящие из самих персов. Это были так называемые «бессмертные» - цвет персидской армии во главе с их начальником Гидарном. Леонид против них поставил спартанцев, до того времени участия в сражении не принимавших. Сражение повторилось с тем же результатом. Спартанцы, стоя тесно сомкнутыми рядами, отбивали одну атаку за другой. Время от времени они делали вид, будто обращаются в бегство, и отступали назад, где проход был шире. Как только персы устремлялись за ними, спартанцы разом поворачивали назад, опрокидывали густо столпившегося противника или загоняли его в болото у моря. Этот манёвр они повторяли несколько раз, и к концу дня персы потеряли более 6000 человек, ни на шаг не приблизившись к победе.


Сражение в Фермопилах, реконструкция П. Коннолли

Для Ксеркса подобное развитие событий стало полной неожиданностью. Он не знал, что делать дальше, но тут на помощь ему пришёл предатель. Малиец Эфиальт, который, надеясь на великую награду, указал персам тропу, ведущую через гору в обход Фермопил. Впоследствии Эфиальт в страхе перед спартанцами бежал в Фессалию, и там был убит своим давним врагом по личной причине. Последнему спартанцы всё равно выплатили награду, обещанную за голову предателя.

Эфиальт обещал провести 20 000 лучших персидских воинов во главе с Гидарном в тыл греков. Персы шли всю ночь и на рассвете, оказавшись на вершине горы, внезапно увидели перед собой небольшой отряд греков. Это были фокидяне, посланные Леонидом специально, чтобы охранять тропу. Фокидяне несли свою службу небрежно и заметили персов, только когда в них полетели первые стрелы. Едва успев схватить оружие, они оставили свой пост и устремились на вершину горы. Гидарн не стал их преследовать и поспешно начал спуск вниз.

Последний бой

Ещё вечером накануне прорицатель Мегистий по жертве предсказал грекам, что в этот день их ждёт смерть. Ночью явились лазутчики и известили Леонида, что персы идут через горы в обход. Имевшихся у него сил было недостаточно, чтобы с успехом отражать нападение одновременно с двух сторон. Чтобы не жертвовать напрасно людьми, Леонид отдал приказ отступить всем другим отрядам, кроме спартанцев. Сам он не смел отступить, поскольку считал бесчестным покинуть пост, на защиту которого был поставлен.

Таким образом, царь Леонид принял единственно возможное для спартанца решение: сражаться и погибнуть, следуя закону своей страны и исполняя воинский долг. Кроме спартанцев с ним добровольно остались феспийцы со своим предводителем Димофилом, а также фиванцы, которых Леонид удержал при себе насильно. Всего у Фермопил осталось в тот день около 1200 греков.


Реконструкция Фермопил. Указано местоположение поля сражения греков с персами и Энопейской тропы, по которой отряд Гидарна зашел в тыл защитникам прохода

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, греки вышли вперёд за стену и дали последний бой в отдалении от прежних позиций:

«Эллины во главе с Леонидом, идя на смертный бой, продвигались теперь гораздо дальше в то место, где проход расширяется. Ибо в прошлые дни часть спартанцев защищала стену, между тем как другие бились с врагом в самой теснине, куда они всегда отступали. Теперь же эллины бросились врукопашную, и в этой схватке варвары погибали тысячами. За рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов всё вперёд и вперёд. Много врагов падало в море и там погибало, но гораздо больше было раздавлено своими же. На погибающих никто не обращал внимания. Эллины знали ведь о грозящей им верной смерти от руки врага, обошедшего гору. Поэтому-то они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с варварами отчаянно и с безумной отвагой».

В этом сражении пал Леонид, и над его телом разгорелась отчаянная борьба. После жаркой схватки грекам наконец удалось вырвать тело царя из рук врагов. При этом они четыре раза обращали своих противников в бегство. У персов также были огромные потери, среди погибших оказались Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив подход сил Гидарна с тыла, спартанцы, у которых более не осталось шансов на спасение, отступили назад в проход и обратились против нового врага. Последние оставшиеся в живых защитники Фермопил заняли позицию на холме. У большинства к тому времени уже сломались копья, они продолжали защищаться мечами, а затем руками и зубами, пока варвары не засыпали их градом стрел. Так закончилось сражение при Фермопилах.


В 1939 году Спиридон Маринатос предпринял археологические раскопки в Фермопилах. Наконечники копий и стрел, греческих и персидских, обнаруженных на холме Конос, выставлены сегодня в стенде Национального музея археологии в Афинах

Царь Ксеркс лично осмотрел поле боя. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову, а тело распять. Геродот осуждает это решение и пишет, что прежде у персов не было в обычае подвергать тела врагов такого рода надругательству. Павших греков впоследствии похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. На могиле спартанцы установили скульптуру льва с эпитафией Симонида Кеосского:

«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

Литература:

  1. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000. - 320 с.
  2. Печатнова Л. Г. Спартанские цари. - М.: Яуза, 2007. - 352 с.
  3. Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. - 510 с.
  4. Хаммонд Н. История Древней Греции. - М.: Центрполиграф, 2003. - 703 с.
  5. Fields N. Thermopylae 480 BC. Last stand of the 300. - Osprey Publishing, 2007. - 97 p.

Происхождение института двойной царской власти в Спарте, причина его удивительной долговечности, его роль и значение в обществе и государстве являются предметом длительных дискуссий. Исследователи, считающие, что спартанские цари играли большую и важную роль в жизни своего государства, признают Спарту очень своеобразным полисом, непохожим на все остальные. Их оппоненты считают, что своеобразие Спарты не стоит преувеличивать, поскольку в то время, когда в Спарте сформировался полисный строй, цари не обладали реальной властью, а само сохранение института царской власти было всего лишь данью традиции со стороны консервативных спартиатов. Таким образом, до сих пор остается неясным, был ли этот институт чисто декоративным или же являлся реальным органом власти и управления. Играли ли спартанские цари в силу своего происхождения, положения и полномочий важную роль в спартанском обществе и государстве, либо не обладали сколько-нибудь значительной властью и влиянием?

В отечественной историографии нет специального исследования, посвященного этой проблеме. В работах общего характера обычно указывается, что спартанские цари играли видную роль во время войны в походных условиях, а в мирное время в самой Спарте пользовались большим почетом, но реальной политической власти, как правило, не имели. В последние годы намечается отход от этой концепции. В отдельных работах отмечается, что цари пользовались значительной властью. В современной зарубежной историографии эта точка зрения является преобладающей. Некоторые исследователи доказывают, что спартанские цари благодаря своим полномочиям и авторитету своего сана играли выдающуюся, а иногда даже решающую роль в политической жизни.

Задача докладчика - попытаться решить эту проблему на основании данных Геродота. Для этого ему необходимо рассмотреть не только полномочия царей и других представителей власти в Спарте, но также и возможные источники влияния, которыми могли располагать цари благодаря своему происхождению и общественному положению. Для ответа на главный вопрос необходимо выяснить, могли ли цари использовать для укрепления власти и влияния свой особый сакральный статус и связанные с ним жреческие функции. Обладали ли они особыми источниками дохода и могли ли использовать свое богатство в политической борьбе? Имели ли они возможность в своей политической деятельности опираться на поддержку богатой, влиятельной, наделенной большими привилегиями родни?

Примерный план основной части доклада:

1. Сакральные основы царской власти

а) представления спартанцев и остальных греков о божественном происхождении царей и их связи с богами

б) жреческие функции царей

в) связь царей с Дельфийским оракулом

2. Имущественное положение царей

3. Царская родня

а) состав царской родни (родственники по крови и родственники по браку)

б) особые привилегии и имущественное положение царских родственников

в) взаимоотношения между царями и их родней 4) Участие царей в государственной жизни

а) внешнеполитические и военные функции царей

б) судебные и административные функции царей

в) взаимоотношения царей с другими органами власти

г) взаимоотношения царей друг с другом

Первый параграф первого раздела или третий раздел докладчик обычно подготавливает заблаговременно с помощью преподавателя. Поскольку тема доклада обширна, ее можно для удобства докладчиков разделить на две: 1) Сакральные основы царской власти по Геродоту и 2) Спартанские цари по Геродоту. В этом случае первый раздел плана превращается в примерный план основной части доклада «Сакральные основы...» Как показывает практика, по каждой из этих тем можно писать и доклад, и курсовую работу.

Наиболее типичная ошибка - изложение предмета в описательном ключе с использованием лишь тех данных, которые лежат на поверхности, подмена анализа свидетельств источника их пересказом. Так, говоря об участии царей в государственной жизни, нередко ограничиваются пересказом известного фрагмента о привилегиях спартанских царей, не пытаясь анализировать его и сопоставлять с другими свидетельствами, а иногда даже просто описывают походы и битвы, которые велись под руководством царей. Докладчик должен иметь в виду, что вывод о роли царей во внутренней или внешней политике можно сделать только на основе всех данных, касающихся решения важных политических вопросов в Спарте, и что иллюстративное выборочное использование данных источника лишает его работу какой-либо ценности. Чтобы избежать соблазна описательного подхода, докладчику стоит обратить внимание на следующие вопросы: существует ли связь между особым сакральным статусом царей и исполнением ими обязанностей командующего спартанской армии? Кто, по мнению спартанцев, лучше подходил для поста командующего: опытный военачальник или человек, пользующийся благоволением богов? В чем заключалась специфика спартанского престолонаследия и как ее можно объяснить? С какими представлениями связан обряд царских похорон? Есть ли данные об использовании царями в политических целях своего жреческого статуса? Почему спартанцы нередко приговаривали провинившихся царей к изгнанию, и никогда - к смертной казни? Почему цари столь часто вступали в брак с близкими родственниками? Что может быть общего у всех судебных и административных функций царей? Являлась ли Спарта, по мнению спартанцев и остальных греков, республикой или монархией? Кто, по мнению Геродота, пользовался большим влиянием на решение важнейших политических вопросов - цари или народное собрание?

В числе нередко встречающихся ошибок - отступление от темы доклада (например, заранее обреченная на провал попытка решить вопрос о происхождении двойной царской власти) и смешение воедино формальных полномочий царей и их неформального влияния (когда, например, совет, данный царем эфорам, докладчик именует приказом).

Темы «Сакральные основы царской власти по Геродоту» и «Спартанские цари по Геродоту» не являются ни слишком сложными, ни чересчур трудоемкими благодаря наличию компактного источника. С ними может благополучно справиться даже рядовой студент. Вместе с тем, как показывает практика, сильный студент, работая над одной из этих тем, имеет возможность прийти к самостоятельным нетривиальным выводам и подготовить прекрасную курсовую работу.

Источники

Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г.А. Стратановского. Л., 1972 (или любое более позднее издание).

Обязательная литература

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса / Античная Греция. Проблемы развития полиса. Под ред. Е.С. Голубцовой. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983.

Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота / Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

Древняя Греция. Отв. ред. В.В. Струве и Д.П. Каллистов. М., 1956.

Зайков А.В. Юрисдикция спартанских царей (к интерпретации Hdt.VI. 57, 4-5) / Античная древность и средние века. Вып. 31. Екатеринбург, 2000.

История, древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986 (или любое более позднее издание).

Кулишова О.В. Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков. Автореф. канд. дисс. Л., 1990.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. П. Богослужебные и сценические древности. Изд. 2. СПб., 1997.

Лурье С.Я. История Греции. Курс лекций. СПб., 1993.

Мифологический словарь. М., 1990.

Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте / Античный полис. Вып. 4. Л., 1979.

Строгецкий В.М. Некоторые особенности внутриполитической борьбы в Спарте конца VI- началеVвв. до н.э. Клеомен и Демарат // ВДИ, 1982, №3.

Хаксли Д.Л. Геродот о мифе и политике в ранней Спарте / Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994.

Дополнительная литература

Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936.

Виппер Р.Ю. История Греции в классическую эпоху. М., 1916. Зельин К.К. Олимпионики и тираны // ВДИ, 1962, № 4.

Зубов А.Б., Павлова О.И. Религиозные аспекты политической культуры древнего Востока: образ царя / Религии древнего Востока. М., 1995.

Колобова К.М. Древняя Спарта. Л., 1957. Лурье С.Я. Геродот. М.-Л., 1947.

Паршиков А.Е. Павсаний и политическая борьба в Спарте // ВДИ, 1968, № 1.

Смышляев А.Л. Спартанская «община равных» в современных историко-правовых исследованиях / Актуальные проблемы правоведения за рубежом. Вып. 1. М., 1989.

Как известно, в системе городов-государств классического периода истории древней Эллады ведущее положение занимали два полиса -- Афины и Спарта. Оба этих государства, каждое по-своему, внесли огромный вклад в становление и развитие античной цивилизации. Долгое время, однако, Афины привлекали к себе гораздо более пристальное внимание ученых, нежели Спарта: до определенного момента греческий полис изучался в основном на афинском материале, что было продиктовано как наличием богатой древней традиции, так и политической конъюнктурой -- в Афинах западные демократии видели прообраз открытого общества.

В свою очередь, давление политических и идеологических установок нового времени сильнейшим образом повлияло и на образ Спарты в работах западных антиковедов. При этом тема спартанского полиса оказалась необычайно актуальной и злободневной для нескольких поколений исследователей.

О том, как сложилась спартанская государственная форма, можно составить себе, если принять во внимание предания о поре, предшествовавшей исследуемому периоду, которые сохранены исследователями. Мы узнаем, таким образом, «что по прибытии дорийцев вся страна разделилась на шесть городских округов, столицами которых были Спарта, Амик-лы, Фарис, три внутренние местности близ Эврота, затем Эгинт близ аркадской границы, Ласу Гифейского моря; шестой была, вероятно, морская гавань Бея. Как и в Мессении, дорийцы разбрелись по различным местностям, управляемым царями» Курциус Э. Указ.соч., с.185 ; они смешались с прежними жителями; новые поселенцы, как, например, минии, переходили из сел в города.

Из-за того, что уже в древности историческая Спарта и ее мифологизированная модель переплелись в сложную и запутанную комбинацию, выделить историческое зерно в предании о первоначальной реформе представляется нам достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо, прежде всего, оценить дошедшую до нас античную традицию о первоначальной реформе. Большинство древних авторов связывают древнейшее законодательство Спарты с именем Ликурга. Но само имя Ликурга как спартанского законодателя впервые упоминается только Геродотом, т. е. сравнительно поздно -- не ранее середины V в. По словам Геродота, законы Ликурга носили главным образом политический характер.

В качестве основного правительственного органа, но подчиненного апелле, названа герусия, или совет старейшин, во главе с царями. Плутарх характеризует герусию как первое и самое главное из всех многочисленных нововведений Ликурга Плутарх, Ликург, 5, 10. Судя по тому, какое большое внимание Плутарх уделил обсуждению числа геронтов, он сам не сомневался, что цифра 30 для геронтов была установлена именно ЛикургомТам же, Ликург, 5, 10-14. Все попытки современных ученых дать подходящее объяснение числу ликурговых геронтов, исходя из родового или территориального принципа, носят сугубо гипотетический характер. Так, Г. Бузольт думает, что численный состав спартанской герусии был смоделирован по образцу совета в Дельфах, состоящего из 30 членов Цит по: Псчатнова Л. Г.История Спарты, с. 46 . Неизвестно, что собой представляла герусия до Ликурга. Но с введением ликурговой герусии Спарта превратилась в полис с аристократической формой правления. Плутарх, подробно описывает процедуру избрания в геронты Плутарх, Ликург, 26, 1. Цели реформы государственного строя были следующие: ограничить двух царей (согласно спартанским преданиям, двоецарствие было основано близнецами Эврисфеиом и Проклом), изменить состав совета (герусии) и наделить некоторыми правами народное собрание.

Два царя сохраняли верховное командование во время войны и свою роль при отправлении религиозных культов, но в отношении текущей политики они являлись простыми членами совета. В прошлом, вероятно, совет состоял из глав 27 фратрий. Теперь их число увеличилось до 30, включая и царей. Советники избирались с одобрения народного собрания, причем быть избранными имели право лишь «равные» в возрасте 60 лет и старше, и эту должность они занимали пожизненно. «Совет обладал исключительным правом вносить предложения в народное собрание и распускать его. В народном собрании участвовали все «равные»; оно отныне должно было собираться в установленное время в установленном месте» Хаммонд.Н. Указ.соч., с.118 . Его избирательные полномочия были четко определены, а решения по предложениям, внесенным советом, окончательны.

В народном собрании все спартанцы были равны перед государством вне зависимости от своей знатности и богатства, и согласно новому государственному устройству «их голос был решающим в кардинальных вопросах избраний должностных лиц и ратификации законопроектов» Там же, как бы ни была велика власть Герусии. Граждане при голосовании могли сказать только «да» или «нет». Можно предположить, что народное собрание имело право изгонять царей и возвращать обратно на трон Павсаний, III, 5, 8.

В Большой Ретре значится, что в состав герусии вошли также архагеты. В своем комментарии к тексту Ретры Плутарх поясняет, что под архагетами имеются в виду цари Плутарх, Ликург, 6, 3. Возможно, что это был первоначальный титул спартанских царей, который отражал представление о царях как предводителях, стоящих во главе войска. «Л. Джеффри, а за ней и Дж. Хаксли предположили, что в данном контексте слово архагет не является безальтернативным синонимом к слову «цари». Слово «архагет» -- более широкого диапазона. Его можно понять как «основатель», будь то основатель нового государства или нового культа» Псчатнова Л. Г.История Спарты, с. 47. Можно предположить следующее: спартанские цари были названы архагетами как члены и председатели герусии. Этот титул четко формулировал их положение в герусии при Ликурге -- первые среди равных и не более того. «Не исключено, что было закреплено новое качество спартанских царей, которые, став при Ликурге членами герусии, были тем самым поставлены под контроль общины» Там же, с.48 .

Наличие двух и более царей не является чем-то редким для ран- ней Греции. Так, у Гомера нередко упоминаются подобные ситуации: в царстве феаков, например, кроме Алкиноя было еще двенадцать царей Од., VIII, 390-392, и на Итаке Одиссей был не единственным царем, а лить одним из многих Там же, XVIII, 64. Следовательно, единодержавие в гомеровский период вполне могло сосуществовать с режимом многодер - жавия. Между гомеровскими и спартанскими царями, несомненно, про слеживается глубокая родственная связь. И те, и другие не являются самодержавными монархами наподобие эллинистических царей. Это, скорее, представители ведущих аристократических кланов, осуществляющие коллегиальное руководство общиной. В таком контексте более понятным становится как наличие в Спарте двух царских семей, так и их место внутри спартанского полиса. Так или иначе, основные черты государственного устройства в Спарте остаются ясными. Там правили одновременно два царя, принадлежавшие к родам Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии считали себя потомками Геракла; «и в самом деле, пусть это уводит нас в область мифов и легенд, происхождение этой монархии было весьма древним -- даже если она приняла свою историческую, известную нам, форму не ранее 650--600 гг. до н. э.» Грант М.Указ.соч., с.131 Полномочия обоих наследственных царей носили прежде всего военный характер; к тому же они приглядывали друг за другом (это вносило известное равновесие) и, как правило -- хотя не всегда, -- шли на уступки другим политическим силам Спарты. Прослеживается особая роль царей при разделении властных полномочий, «в том числе в области применения устного права, их несомненное влияние на внешнюю политику Спарты, сравнение двух царей с «божественными близнецами» Тиндаридами (хранителями города) и религиозный ореол, который окружал царей как верховных жрецов Зевса» Геродот, VI, 56, нераспространение на представителей царских семей агоге Плутарх, Агесилай, 1, наличие «царских привилегий» Геродот, VI, 56-59, даннические обязанности периэков перед царями, выделение десятой части любой военной добычи говорит о том, что они были воспринимаемы античным обществом не просто как «первые среди второстепенных». Исключительное положение имели спартанские цари и в идеологической сфере. Власть их посредством родства с Гераклом и олимпийскими богами Там же, VII, 204 имела божественную основу. «Кроме того, осуществляя через пифиев прямое общение с Дельфийским оракулом, они являлись хранителями божественной истины» Дарвин А.Л. Указ.соч., с. 47. Личные интересы и налаживание связей за границей могли осуществляться царями посредством назначаемых ими лично проксенов Геродот, VI, 57. Скорее всего такие царские порученцы иногда были полностью зависимы от самого царя и входили, «если будет позволительно так сказать, в число его «клиентов» Дарвин А.Л. Указ. соч., с. 48.

Э. Курциус обращает внимание на то, как чопорно и чуждо держали себя с самого начала в отношении друг друга эти два «царя-близнеца», как эта резкая противоположность передавалась непрерывно через все поколения, «как каждый из этих домов остался сам по себе, не связанный с другим ни браком, ни общим наследством, как каждый имел свою собственную историю, летописи, жилища и гробницы. По его мнению это были два совершенно различных поколения, взаимно признававших права друг друга и установивших по договору совместное пользование царской верховной властью» Курциус Э. Указ.соч, с.184 . Если один из представителей царского рода, который должен править был ребенком, то ему назначался опекун. У Павсания мы встречаем упоминания об этой традиции: «Павсаний, сын Клеомброта, не был царем; будучи опекуном Плейстарха, сына Леонида, оставшегося (после смерти отца) еще ребенком, Павсаний предводительствовал лакедемонянами при Платеях и затем флотом при походе на Геллеспонт» Павсаний, III, 4, 7. Общим для этих родов было то, что могущество их возникло не из среды дорийцев, а коренилось в микенской эпохе. Помимо этого, «двоецарствие служило также залогом того, что вследствие соревнования двух линий становилось невозможным тираническое превышение царственных прерогатив» Курциус Э. Указ.соч, с.192 . Не вызывает сомнения, что цари самостоятельно вершили суд. В подтверждение этому могут служить слова Павсания о царе Полидоре: «совершая суд, хранил справедливость не без чувства снисходительности к людям» Павсаний, III, 3, 3. Смерть царя была особенным событием в Древней Спарте. По всей Лаконике объявлялся траур. «Представители всех групп общества (спартиатов, периэков и илотов) по несколько человек от каждой семьи прибывают на траурную процессию. После похорон закрыты на 10 дней суды и рынок, являющиеся основными общественными местами в Спарте» Дарвин А.Л. Указ.соч., с. 48. После кончины царя вступивший на престол наследник прощал все долги царскому дому или общине.

Все институты, перечисленные в Ретре, не являются изобретением Ликурга. Они существовали, без сомнения, и до него.

Первой серьезной модификации после Ликурга спартанская конституция подверглась, по-видимому, в 30--20 гг. VIII в. По свидетельству Плутарха, авторами поправки к Большой Ретре были спартанские цари Феопомп и Полидор. «Смысл подобной поправки заключался в том, что геронты и цари не должны были ратифицировать «кривое» решение народа, но закрыть заседание и распустить народ» Печатнова Л. Г. Указ.соч., с.58 .

Нововведение заключалось в лишении народа права па свободное и ничем не ограниченное обсуждение вносимых герусией предложений. Теперь только герусия была вправе решать, продолжать дискуссию в апелле или прекратить ее и распустить собрание. Суть этой поправки, таким образом, заключается в том, что герусия вместе с возглавлявшими ее царями вновь была поставлена над народным собранием, ибо она теперь обладала правом накладывать veto на любое неугодное ей решение апеллы. Именно такой взгляд на значение данной поправки является общепризнанным и редко оспаривается.

Особое значение имели отношения политиков с крупнейшим святилищем Эллады -- оракулом Аполлона в Дельфах, центром традиционной мудрости, игравшим роль духовного лидера Эллады в архаическое и классическое время. Цари обращались за божественной санкцией в Дельфы Плутарх, Ликург, 6, 10. Так что и здесь, как в случае с Ликургом, имеет место апелляция к Аполлону. Особый интерес вызывают взаимоотношения Дельф со спартанскими политическими лидерами «как из-за специфики политической жизни Лакедемона, так и потому, что именно Спарта из всех греческих полисов оказывается в античной традиции наиболее тесно связанной с Дельфами» Кулишова О.В.Спартанский царь Клемеон…, с. 66. Мы видим целый ряд спартанских правителей, которые зачастую весьма цинично пытались поставить авторитет святилища на службу своим интересам в политических интригах, не гнушаясь даже прямого подкупа. Данном проблеме О.В. Кулишова посвящает свою монографию, где приводит примеры влияния Дельф на законодательство крупнейших полисов Греции Кулишова О.В. Дельфийский оракул, с 155.. «Первым и, пожалуй, одним из самых примечательных среди правителей, связанных с данной тенденцией, был царь Клеомен I » Кулишова О.В.Спартанский царь Клемеон…, с. 67.. В связи с этим укажем на особые связи Пифийского святилища Аполлона и спартанской басилейи, важнейшим аспектом которой был ее сакральный характер. Роль спартанских царей в отправлении культа была чрезвычайно значимой в контексте другой их важнейшей функции -- военного командования. Война, являясь неотъемлемой частью политических и межгосударственных отношений полисного мира греков, была связана с традиционным комплексом религиозных представлений и сакральных действий, в ряду которых едва ли не первостепенная роль принадлелсала так называемой военной мантике, которая находилась преимущественно в ведении Аполлона и Дельф. «Само происхождение двойной царской власти, по легенде, вело свое начало из Дельф» Там же. Отметим также положение специальных посланников в Дельфы - пифиев (каждый из царей должен был избирать себе по два пифия), которые совместно с царями совершали трапезу и также совместно с ними выполняли обязанности по сохранению оракулов. Важная роль оракула проявляется и в любопытном обычае Плутарх, Агис, 11, который сохранялся в Спарте, по крайней мере, до III в. до н.э., когда эфоры каждые восемь лет в одну из ночей наблюдали, не появится ли знамение, свидетельствующее о том, что один из спартанских царей разгневал богов. Цари перед лицом местных богов были представителями всего государства; «благодаря им одним стала возможной связь нового порядка вещей с прошлым временем без нарушения священных преданий» Курциус Э. Указ.соч., с.92 . Войско всегда сопровождалось целым стадом священных животных, предназначенных для гадательных жертвоприношений и готовых для использования на предмет определения воли богов в любое время: на границе государства, перед битвой.

Среди ученых также нет единства мнений о времени появления эфората в Спарте. В науке обсуждалось три возможных варианта возникновения эфората: до Ликурга, при Ликурге или после Ликурга. Так, не раз высказывалось мнение о том, что эфорат -- древний дорийский институт, точно так же, как апелла, цари и совет старейшин, а Ликург не создал эфорат, а преобразовал, установив количество эфоров соответственно числу об, т. е. руководствуясь новым территориальным принципом. Н. Хаммонд считает, что Ликург все же создал эфорат: «Ликург также основал эфорат, состоящий из пяти эфоров, которые ежегодно избирались с одобрения народного собрания из числа «равных» Хаммонд.Н. Указ.соч., с. 118 . Первоначально эфоры не обладали ведущим положением в государстве. Они всего лишь надзирали за работой социальной системы: инспектировали физическое состояние мальчиков, вершили суд в случаях неповиновения и возглавляли шествия на Гимнопедиях (национальном спортивно-музыкальном празднике).

Традиция о постликурговом происхождении эфората представляется нам наиболее достоверной уже потому, что она достаточно подробно изложена Аристотелем. Аристотель считал реформу Феопомпа очень важным этапом в развитии спартанского полиса. Царь Феопомп, по его словам, сознательно пошел на умаление своей власти, уступив рядовым гражданам часть своих функций во имя сохранения царской власти как таковой: «Ослабив значение царской власти, он тем самым способствовал продлению ее существования, так что в известном отношении он не умалил ее, а, напротив, возвеличил» Аристотель, Аф. пол., V, 9, 1, 27--30. Компромисс, заключенный между царями и обществом, способствовал сохранению в Спарте гражданского мира и приданию устойчивости ее государственному строю. Как царская власть, так и совет старейшин были отодвинуты эфорами на задний план. Они присвоили себе право вести переговоры с общиной, стали продолжателями законодательного дела, насколько об этом могла идти речь в Спарте; они решали все общественные дела. «Словом, старинные звания и должности, происходившие еще из героических времен, бледнели все болыше и больше, между тем как эфория достигала все более неограниченного могущества» Курциус Э. Указ.соч., с.229 .

Первоначально коллегия из пяти эфоров должна была исполнять судебные функции спартанских царей в их отсутствие Плутарх, Клеомен, 10. «В классическое время данная должность была выборной. Когда произошел подобный качественный сдвиг в сторону создания регулярной выборной магистратуры, сказать трудно» Печатнова Л. Г.История Спарты., с. 63 . В немалой степени этому могла способствовать полная занятость царей военной сферой в ходе затяжных военных конфликтов.

На середину VI в. приходится последний, третий этап реформирования спартанского общества, в результате которого возникает т. н. классическая модель спартанского полиса.

Возможным инициатором имевших тогда место изменений был эфор Хилон. Несмотря на то что наши сведения о нем крайне скудны, тем не менее это единственный персонаж, с которым можно связать спартанские реформы конца архаического периода. Мы не знаем, в чем конкретно заключалось реформирование эфората, которое традиция связывает с именем эфора Хилона. «Вероятно, Хилон был инициатором закона, передавшего председательство в народном собрании и в герусии от царей к эфорам» Печатнова Л. Г. История Спарты, с. 65 . Это был последний шаг в реформировании эфората, который полностью освободил данную магистратуру от всех остальных властных структур. Во всяком случае, к началу классического периода эфорат обладал уже всей полнотой исполнительной и контролирующей власти в государстве, став, в сущности, правительством Спарты был заключен формальный договор, в котором условием сохранения царской власти было безусловное подчинение царей общине в лице ее главных представителей -- эфоров. Собственно эти полномочия наделяли эфоров властью надзирать за повседневной жизнью спартанских граждан, а «заодно и ограничивать влияние Совета старейшин -- герусии» Грант М.Указ. соч., с. 131

Как не раз уже высказывалось в научной литературе мнение, что учреждение эфората знаменовало собой установление нового государственного порядка и вместе с тем означало победу общины над суверенной царской властью. Преобразованный эфорат, таким образом, становится гарантом равенства всех граждан перед законом.

Эфоры, как уже говорилось, обладали функцией контроля над царями. Необходимо сказать, что он имели даже право судить царей. Примером этому может служить неоднократный суд над царем Павсанием. Павсаний, автор «Описания Эллады», следующим образом рассказывает о суде над спартанским царем: «Когда он [Павсаний] вернулся из Афин после такого бесплодного сражения, его враги призвали его на суд. В суде над лакедемонским царем заседают так называемые геронты, двадцать восемь человек, вся коллегия эфоров, а вместе с ними и царь из другого царского дома. Четырнадцать геронтов, а также Агис, царь из другого царского дома, признали, что Павсаний виновен; все же остальные судьи его оправдали» Павсаний, III, 5, 2. Павсания оправдали с перевесом в 4 голоса, которые принадлежали эфорам. На суде вся коллегия эфоров единодушно проголосовала за Павсания и тем самым решила дело в его пользу. Эфоры имели безоговорочное право вмешиваться в личную жизнь царя. Примером может служить случай с царем Анаксандридом, жена которого не могла родить наследника. В этом случае эфоры настаивали на том, чтобы царь женился на другой: «когда эфоры стали настаивать, чтобы он отослал ее обратно (к родителям)» Там же, III, 3, 7. Эфоры следили в государстве за наследственными правами и так же имели право отстранять от власти правителей, если считали, что он не должен занимать эту должность: «отстранили его от царского сана и отдали власть Клеомену на основании законов о старшинстве» Там же, III, 3, 8.

При эфоре Хилоне будет издана целая серия законов, с помощью которых эфоры, наконец, справятся с самоуправством царей и поставят под свой контроль их деятельность как главнокомандующих. Запрет постоянно вести войну с одним и тем же противником мог означать следующее: «эфоры получали право отменять повторные военные экспедиции царей, которые, по их мнению, могли принести вред Спарте» Печатнова Л.Г. Античная традиция об эфоре Хилоне, с. 47. Возможно, это ограничение военной власти царей было введено после нескольких неудачных походов спартанской армии против Аргоса. По, скорее всего, причина подобного нововведения имела более глобальный характер и была связана с появлением нового направления в спартанской внешней политике: Спарта к середине VI в. отказалась от безудержной военной экспансии и насильственного порабощения соседних народов и перешла к более гибкой и перспективной политике - организации межполисных объединений. «В такой ситуации военное ведомство, возглавляемое царями, требовало к себе самого пристального внимания со стороны гражданских властей, чтобы вовремя предотвратить нежелательные военные конфликты» Печатнова Л.Г. Античная традиция об эфоре Хилоне, с. 47..

Необходимо сказать и об институте навархов, который обладал достаточно большими полномочиями. Навархом называли командующего союзным флотом во главе со Спартой. «Из четырех известных нам спартанских адмиралов, командующих союзным флотом в промежуток между 480 и 477 г., т. е. в период Греко-персидских войн, один был царем (Леотихид в 479 г.) Геродот, VIII, 131, другой -- близким родственником царя (Павсаний в 478 г.) и двое являлись рядовыми спартиатами, не принадлежавшими к царской фамилии» Печатнова Л. Г.История Спарты, с.352. полномочия командующих флотом примерно были такими же, как полномочия царей, стоявших во главе спартанской армии. Навархи непосредственно подчинялись эфорам, а не царям. Между навархией и царской властью, по всей видимости, вообще не существовало какой-либо принципиальной соподчиненности. Полномочия навархов на флоте были примерно такими же, как полномочия царей в армии. В известной мере навархи пользовались даже большей свободой, чем цари, чья деятельность находилась под постоянной опекой общества в лице эфоров. Обычай посылать в действующую армию эфоров ведет свое начало еще от эпохи греко-персидских войн Геродот, IX, 76. Количество эфоров при этом не оговаривалось, но чаще всего царя сопровождал только один эфор. К концу Пелопоннесской войны, «как видно из сообщений Ксенофонта, каждого спартанского царя кроме советников стало сопровождать уже два эфора вместо одного» Цит по: Печатнова Л. Г.История Спарты, с.481.. Решение увеличить присутствие эфоров в армии с одного до двух выглядит как очередная превентивная мера, острием своим направленная на предотвращение коррупции в армии.

Спартанские цари представляли собой исток и начало нового государства лакедемонян, которое объединяло спартиатов, периэков, лаконийских илотов, а позже и мессенийцев» Хаммонд.Н. Указ.соч., с.157. На торжественном погребении спартанских царей были обязаны присутствовать мужчины и женщины, представляющие все слои населения Лакедемона -- спартиатов, периэков и илотов, и по всей стране соблюдался официальный десятидневный траур. Цари от имени Лакедемонского государства объявляли войну, командовали армией, в которые входили спартиаты, периэки и илоты, и приносили жертвы на границах Лаконии, прежде чем повести войско за границу. Они являлись верховными жрецами Зевса Лакедемонского и Зевса Урания, совершали все жертвы от имени общины и назначали посланников государства к оракулу Аполлона в Дельфах. Их имена первыми появлялись на документах Лакедемонского государства, они председательствовали на всех государственных торжествах и церемониях, их сопровождал конный отряд телохранителей. Таким образом, функции спартанских царей были сходны с обязанностями Британской короны.



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные