Камень веры. Камень веры: Православным сынам Святой Церкви — на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень преткновения и соблазна — на восстание и исправление Возвращение в Россию

Камень веры. Пока шел суд над еретиками он писал обширное сочинение против лютеран: Камень веры православным церкве святыя сыном на утверждение и духовное созидание премыкающимся же о камень претыкание и соблазна на востание и исправление. окончил Камень веры в 1718 г. В России вышел злостный памфлет на Камень веры Молоток на камень веры с выходками против С.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


№42

Стефан Яворский. Камень веры.

В 1713 г. началось дело Тверитинова и друг., увлекавшихся лютеранством. С. приложил все свои силы, чтобы изобличить их и тем косвенно обвинить и самого царя, потворствовавшего лютеранам. Это дело (см. Тверитинов) ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и С. и произвело окончательный разлад между ними. С. выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: "Камень веры, православным церкве святыя сыном - на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на востание и исправление". Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства С. берет из Св. Писания, соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, С. обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, С. проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски. С. окончил "Камень веры" в 1718 г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только в 1728 г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта Лопатинского и под его наблюдением. Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против С. В настоящее время за "Камнем веры" остается теоретическое значение: в нем С. выставил догматическую систему православной веры. Другую систему дал Феофан Прокопович. "Первая из них, - говорит Ю. Самарин, - заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; след., лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее". Этими словами Самарина определяется значение "Камня веры".

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3140. Оппозиция официальной государственной идеологии в первой половине XVIII в. Стефан Яворский 24.79 KB
Стефан Яворский. Митрополит Стефан Яворский 1658-1722 гг. Последним крупным представителем югозападной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский в проповеднических произведениях которого нашли отражение все основные требования схоластической школы к форме построению и развитию проповедей. Еще до окончания полного курса Яворский для углубления образования отправился за границу где прослушал философию и богословие в польских католических школ.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.
Камень веры.
Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ соблазна. На востанїє и исправленїє
Жанр Богословие
Автор Стефан Яворский
Язык оригинала церковнославянский
Дата написания 1718 год

Ка́мень ве́ры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление ») - полемическое произведение митрополита Стефана Яворского , направленное против протестантской проповеди в России .

Книга в первую очередь рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству . Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспариваемые в то время протестантами .

История создания

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в Православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста, он оставил поклонения иконам , Кресту и святым мощам ; Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова цирюльник Фома Иванов дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия-митрополита и разрубил ножом его икону. . В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и их предали анафеме . Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругою.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити» .

Как писал Антон Карташёв, «Конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для го­сударства, нуждавшегося в привлечении ино­странцев, не будет напечатано». 27 ноября 1722 митрополит Стефан скончался, так и не увидев свой труд опубликованным .

главы книги:

  1. о святых иконах
  2. о Знамении Честного Креста
  3. о Святых Мощах
  4. о Святейшей Евхаристии
  5. о призывании святых
  6. о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
  7. о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
  8. о преданиях
  9. о Святейшей Литургии
  10. о Святых Постах
  11. о добрых делах, способствующих вечному спасению
  12. о наказании еретиков

Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты . Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии) было благочестивым.

Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу , несмотря на то что Древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией».

Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище). Католические элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах , об евхаристии как жертве, о наказании еретиков. Протоиерей Иоанн Морев провёл анализ книги «Камень веры» и обратил внимание на то, что Стефан просто переводил, переписывая, или пересказывал целые огромные куски текстов у латинских западных авторов: Беллярмина и Бекана . Среди таковых заимствований у вышеназванных авторов был текст апологетики инквизиции.

Судьба книги

Первое издание книги, напечатанное в количестве 1200 экземпляров, разошлось в один год . Книга была переиздана в 1729 году в Москве, а в 1730 году - в Киеве .

Книга вызвала сильное неудовольствие ориентирующихся на немецких протестантов придворных кругов. Издание книги многих задевало, в том числе и Феофана Прокоповича , которого многие обвиняли в симпатиях к протестантизму и даже в ереси. Немецкие протестанты восприняли издание книги «Камень веры» как вызов, который требовал немедленного ответа. Информация о книге уже в мае 1729 года появилась в Лейпцигских учёных актах, а вслед за тем в том же году был издан полемический трактат йенского богослова Иоганна Франца Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви». Сильнее всего противников книги задело то, что она повторяет католические взгляды на инквизицию и оправдывает смертную казнь еретиков .

В это время в России анонимно вышел злостный памфлет, впоследствии ставший известным под названием «Молоток на камень веры», автор которого намеренно создавал оскорбительный карикатурный пасквиль с элементами политического доноса в адрес своего оппонента. Митрополит Стефан Яворский представлен как тайный католический агент, действующий в интересах папы, сознательно противящийся церковной политике Петра I и вынашивающий честолюбивые планы восстановления патриаршества. Местоблюститель обвиняется во всевозможных грехах: в неповиновении царю и саботаже его поручений, страсти к стяжанию и роскоши, в симонии , сочувствии политическим заговорам Мазепы и царевича Алексея против царя. Поступки же нравственные и осуждению не подлежащие, представляются как проявление иезуитской хитрости. Автор с откровенным презрением относится к русскому народу, православному духовенству и монашеству . В целом сочинение не отличается богословской глубиной, нападки на митрополита Стефана занимают больше места, чем критика его богословских взглядов. В конце своего сочинения автор «Молотка…» выражает уверенность, что царствующая императрица Анна Иоанновна , «подобная во всем Петру, истинная петрова наследница», не потерпит торжества противников царя Петра I, и книга «Камень веры» будет запрещена. Надежды автора «Молотка…» оправдались. Высочайшим указом от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена .

Вопрос об авторстве до сих пор остаётся однозначно нерешённым. Автор пасквиля - человек, безусловно, информированный о многих обстоятельствах личной жизни митрополита Стефана, в том числе в Киеве, его взаимоотношениях с высшим духовенством и священством Рязанской епархии. Он также хорошо осведомлен о взаимоотношениях Местоблюстителя с императором, понимает обстоятельства дворцовых интриг при смене власти. Почти нет никакого сомнения, что это не иностранец, и не простой пастор, живший в России, а человек, вхожий в высшие круги управления Церкви или государства . Современные исследователи сходятся в том, что её публикация была выгодна именно Феофану; более того там содержится лестный отзыв о нём. Современный исследователь Антон Григорьев называет наиболее вероятным кандидатом на авторство Антиоха Кантемира .

В 1730 году был лишён сана и заточен в Кириллов монастырь архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) за то, что не отслужил вовремя молебна на восшествие им­ператрицы на престол; но больше всего он про­винился в том, что плохо удерживал свое ду­ховенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» .

В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивос­ти к окружающим, не раз дозволял себе лиш­ние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну .

В царствование Елизаветы Петровны книга вновь была напечатана в 1749 году. Затем её издавали несколько раз в уже в XIX веке : в 1836 и 1843 годах.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

"Камень веры, православным церкве святыя сыном - на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на востание и исправление" , обширное сочинение митрополита Стефана (Яворского) (+ 1722) против лютеран .

Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству , и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства автор берет из Св. Писания , соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, автор обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, митрополит Стефан проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски.

Работа над книгой была начата в году, во время процесса по делу Тверитинова и других, увлекшихся лютеранством, и является также скрытой полемикой с царем Петром I , благоволившим к протестантам. Окончена книга в г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только при Петре II в г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта (Лопатинского) и под его наблюдением.

Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против митр. Стефана.

"Первая из них, - говорит Ю. Самарин , - заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; следовательно, лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее".

Литература

  • Баринов Николай, протиерей, Митрополит Стефан (Яворский) и книга «Камень веры» // Сайт священника Николая Баринова

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Стефан Яворский
Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры Ведерников Анатолий Васильевич

Стефан Яворский

Стефан Яворский

Стефан Яворский родился в 1658 году на Волыни. Первоначальное воспитание получил в Киевской академии а затем в польских училищах города Львова и наконец в Познани, где он прослушал полный курс философии и богословия. Нужно сказать, что жажда образования побудила его отступить от Православия и временно перей ти в католичество, но этот грех он вполне искупил своей последующей деятельностью, сопряженной с большими огорчениями и страданиями. По возвращении в Киев он принял монашество и некоторое время проповедовал в разных церквах. Затем поступил учителем в Киевскую академию, в которой очень скоро занял пост префекта. В 1700 году Стефан был по одному случаю в Москве, где ему пришлось произнести слово над гробом боярина Шеина в присутствии Петра I. Слово его так понравилось царю, что по воле его Стефан должен был остаться в Москве и принять посвящение на архиерейскую кафедру «не в дальнем расстоянии от Москвы». В 1700 году он и был посвящен в митрополита Рязанского и Муромского. В его лице Петр I видел монаха с западной образованностью, которой он не находил в московском духовенстве. Стефан в глазах Петра I был человеком новым и свободным от традиций старой московской партии, противодействовавшей его реформам. Выискивая таких ученых монахов, Петр I стремился ставить их на великорусские епископские кафедры, ограждая таким образом от противодействия со стороны высшего духовенства свою преобразовательную деятельность. Стефану же было поручено руководство Московской духовной академией, которую он реформировал в духе латинской схоластики. Когда умер патриарх Адриан (1700), митрополит Стефан был сделан Патриаршим Местоблюстителем.

Историки Русской Церкви, оценивая церковно-административную деятельность Стефана Яворского, указывают на то, что Петр I не нашел в Стефане полного сочувствия своим реформам, и между ними возник глубокий разлад. Ис тория этого разлада показывает, что Стефан хотя и сознавал пользу и необходимость многих петровских реформ, но в то же время весьма опасался их вредных для Церкви крайностей. И не только опасался, но и восставал против тех новвоведений, которые, по его мнению, угрожали православной вере и русскому благочестию. Стефана, таким образом, можно назвать представителем церковной партии в Петровскую эпоху, стоявшей на страже церковных интересов, против крайностей реформы. Об этом можно подробно узнать из истории Русской Церкви, а в круг наших интересов входит ознакомление с духом и направлением религиозной мысли Стефана Яворского, оставившей заметный след в дальнейшем развитии русской богословской науки, тогда находившейся в зачаточном состоянии.

При оценке богословских воззрений Стефана Яворского нельзя забывать, что он получил богословское образование в католических училищах. Это образование сделало его для своего времени крупным знатоком Священного Писания, творений отцов Церкви и Церковной истории, но в то же время наложило заметный католический оттенок на некоторые его богословские воззрения. В своей полемике и борьбе против протестантских мнений он черпает свою аргументацию из католической системы. Особенно заметно это заимствование в знаменитом сочинении Стефана Яворского «Камень веры», которое было написано для православных, склонявшихся к протестантству; аргументация обнимает все догматы, которые оспариваются протестантами.

Полное название этого сочинения таково: «Камень веры православныя, кафолическия, Восточныя Церкви Святыя сыном на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна на восстание и исправление» (напечатано в 1728 году). Это сочинение появилось в связи с кальвинской ересью, возникшей в Москве в 1713 году. Лекарь одного из полков Димитрий Тверитинов заразился этой ересью от одного иноземного лекаря, у которого учился врачебному искусству, и стал распространять хулы на святые иконы, кресты, мощи, осуждал посты, почитание святых, поминовение умерших. Стефан Яворский собрал в 1714 году в Москве Собор, на котором осудил Тверитинова с его единомышленниками, а для предохранения православных христиан вообще от протестантского учения, которое заносили в Россию иностранцы, написал «Камень веры».

Эта книга состоит из трех частей:

I. О святых иконах; о честном кресте; о мощах святых.

II. О святой Евхаристии; о призывании святых; о благотворении представльшимся.

III. О преданиях; о святой Литургии; о постах; о благих делах.

Все эти предметы рассматриваются с двух сторон: положительной и отрицательной. Сначала о каждом догмате излагается положительное учение Церкви на основании Священного Писания, Вселенских Соборов, творений отцов и учителей Церкви. Потом на тех же основаниях опровергаются возражения противников. Такое сочинение было весьма важно и необходимо в то время, когда на разных местах государственной службы было много протестантов и в русском обществе начали распространяться протестантские воззрения, нравы и обычаи. На это указал Стефан Яворский как самим эпиграфом книги: «Смесишася во языцех и навыкоша делом их», так и в некоторых местах ее предисловия или «Предувещания к православным», например: «Внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волки хищнии… Всеянным уже сущим зернам пшеничным душеспасительного учения на сердцах правоверных, тии приходят и всевают развращеннаго учения плевелы, хотяще пшеницу, в житницы небесныя прозябшия, подавити». Но Петр I, боясь раздражить иностранцев, не только не позволил напечатать «Камень веры», но и самого Стефана Яворского подверг опале. Книга эта была напечатана гораздо позднее, в 1728 году, стараниями замечательнейшего архипастыря того времени, архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского).

Эта книга произвела бурю между протестантами как в России, так и за границей, и вызвала целую полемику. В 1729 году в «Лейпциговских ученых актах» был помещен подробный разбор «Камня веры», а потом появилось сочинение Буддея, защищавшее все пункты лютеранского учения против возражений Яворского, и доказывалось, будто сочинитель «Камня веры» мало интересовался истиной, а только хотел излить свое негодование на протестантское учение. В том же году в Тюбингене напечатали сокращенное издание «Камня веры» на латинском языке. Академик Бюльфингер перевел из «Камня веры» на латинский язык главу о наказании еретиков и послал ее лютеранскому богослову Мосгейму, а Мосгейм написал на нее опровержение. Между тем католики были весьма рады появлению «Камня веры». Они давно с завистью и опасением смотрели на преобладание в России протестантской партии и боялись совращения России в протестантство. Поэтому они в своих же интересах считали обязанностью защищать «Камень веры». В это время в Петербурге при испанском посланнике находился доминиканец Рибейра, которому и было поручено написать сочинение в защиту «Камня веры». Сочинение было написано в форме ответа Буддею и посвящено императрице. Этим католики хотели расположить императрицу к своему давнему проекту о соединении Церквей – Православной и Католической. И сам издатель «Камня веры» Феофилакт Лопатинский написал «Апокрисис, или Возражение на книгу Буддея». Но Тайная канцелярия запретила ему издание этого «Возражения…» под смертным страхом. Очевидно, такое запрещение могло появиться лишь в результате происков протестантской партии, а также влияния Феофана Прокоповича, который весьма покровительствовал этой партии. Такова была полемика против «Камня веры» иностранцев.

В России какой-то неизвестный сочинитель, в котором современники подозревали Феофана Прокоповича, написал пасквиль под названием «Молоток на камень веры». Само собою разумеется, что в то время, когда «Камень веры» был запрещен и выражение сочувствия к нему и к его сочинителю считалось государственным преступлением и доводило до Тайной канцелярии, нельзя было писать ничего против «Молотка…», но при Елизавете Петровне, когда протестантская партия если не совсем пала, то значительно ослабела, явилось «Возражение на Молоток», которое приписывается Арсению Мациевичу. Сравнивая оба сочинения – «Молоток…» и «Возражение…» на него, – мы находим, что их сочинители не соблюли в отношении друг к другу должной объективности и в своих взаимных обличениях доходили до невозможных крайностей. Автор «Молотка…» совершенно несправедливо упрекает Яворского в католичестве, в стремлении внести в Русскую Православную Церковь элементы католического учения. Единственным поводом к этому обвинению могло послужить только то, что Яворский, обличая и опровергая в «Камне веры» протестантское вероучение, пользовался католическими источниками, употреблял выработанные у католических полемистов приемы и приводил часто одни и те же доказательства. Но это нисколько не могло доказывать его согласия с католическим учением вообще, потому что при этом рассматривались такие предметы, в которых протестанты одинаково расходятся и с православными и с католиками. Автор «Возражения на Молоток», в свою очередь, защищая Яворского от несправедливых обвинений, также впадает в крайности и употребляет такие резкие и часто неприличные выражения, что вся полемика получает характер брани оскорбленного самолюбия. Вообще надо сказать, что обе партии – защитников «Камня веры» и его противников – упрекавшие друг друга то в католичестве, то в протестантстве, увлекались в сильные крайности, как это обыкновенно бывает при борьбе разных направлений. Эта борьба, начавшаяся с реформами Петра I, продолжалась в течение всей первой половины XVIII века.

В истории богословской мысли за «Камнем веры» Стефана Яворского сохраняется теоретическое значение: в нем Стефан выразил догматическую систему православной веры. Другую систему дал Феофан Прокопович. «Первая из них, – говорит Ю. Ф. Самарин, – заимствована у католиков, вторая – у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию Реформации; вторая – таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой Церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила. Следовательно, лежащее в основании обеих понятие о церковной системе Церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что Православная Церковь не имеет системы и не должна иметь ее». Этими словами Самарина определяется значение «Камня веры», значение чисто отрицательное, но отнюдь не обвиняющее его автора в отступлении от Православия. Автор был, безусловно, православен и всеми силами служил Церкви, Православию, искал не личных выгод, а пользы дела церковного. Об этом свидетельствуют и его сочинения и замечательные проповеди, в которых он часто шел против бури, старавшейся низвергнуть многие обычаи праотеческого благочестия. Но в защите Православия от протестантизма он воспользовался католическим оружием и создал догматическую систему Православия по образцу католической системы – не в смысле существа вероучения, а в смысле формы, построения, аргументации. Протестантизму, основанному на свободе исследования, на индивидуализме мнений, было соблазнительно противопоставить стройную систему православного учения, построенного по образцу католического. Для основной словесной полемики это было естественно и даже необходимо. В этом заключается огромная заслуга Стефана Яворского. Но то обстоятельство, что Церковь, по словам Самарина, только терпит ту и другую системы, не отождествляя себя с ними и не осуждая их, показывает нам, что Церковь не есть доктрина, не есть система или учреждение: она есть живой организм, организм истины и любви или, точнее: единство в любви, как впоследствии учил о Церкви великий славянофил А. С. Хомяков. Далее мы узнаем, что эта положительная идея Церкви появилась лишь в результате преодоления латинствующего и протестантствующего богословия наших старых духовных школ, в создании которого первые камни были положены Стефаном Яворским и Феофаном Прокоповичем.

Из книги О Феликсе Дзержинском автора Автор неизвестен

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ 211. Отходит кружево опять В сомнении Игры верховной, Полуоткрыв альков греховный - Отсутствующую кровать. С себе подобной продолжать Гирлянда хочет спор любовный, Чтоб, в глади зеркала бескровной Порхая, тайну обнажать. Но у того, чьим снам

Из книги Эрик Мореплаватель автора Цвейг Стефан

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ Малларме С. (1842–1898) был наиболее последовательным в борьбе поэтов-символистов за особый поэтический язык, за абсолютную ценность субъективного ощущения и переживания мира, обретенного поэтом внутри себя и подлежащего утверждению как единственно

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Стефан Цвейг Эрик Мореплаватель Чудотворны бывают в истории мгновения, когда гений отдельного человека вступает в союз с гением эпохи, когда отдельная личность проникается творческим томлением своего времени. Среди стран Европы была одна, которой еще не удалось

Из книги Иван Грозный автора Труайя Анри

ЯВОРСКИЙ Феликс ЯВОРСКИЙ Феликс (актер театра, кино: «Запасной игрок» (1954), «Бессмертный гарнизон», «Карнавальная ночь» (руководитель хорового кружка» (оба – 1956), «Павел Корчагин» (Виктор Лещинский), «Необыкновенное лето», «Семья Ульяновых» (все – 1957), «Битва в пути» (1961),

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

Глава 15 Стефан Баторий

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ (1842-1898) В 1884 году Поль Верлен выступил в печати с рядом очерков под общим названием «Проклятые поэты». В числе авторов, чье творчество было проанализировано в этом цикле, самыми яркими художниками оказались Артюр Рембо и Стефан Малларме. Ныне очерки

Из книги Апостол автора Поллок Джон

Владыка Стефан Однажды в Гребнево приехал служить обедню епископ Стефан. Феде было два года. Я взяла его в храм, где он проспал около меня всю службу. Владыка сказал прекрасную проповедь. Мне навсегда запомнились его слова: «Все вы, хозяюшки, каждый день чистите картошку.

Из книги Гениальные аферы автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

Степан (Стефан) Малый В начале 1766 года на Адриатическом побережье, в черногорской деревне Маина объявился знахарь-чужестранец, который нанялся в батраки к состоятельному черногорцу Вуку Марковичу. Звали его Степан Малый. В отличие от деревенских знахарей он не брал

Из книги Святители земли Русской автора Ананичев Александр Сергеевич

ОССОВЕЦКИЙ СТЕФАН (род. в 1877 г. – ум. в 1944 г.) Польский инженер, наделенный даром ясновидения. Его уникальные способности были подтверждены рядом опытов; в изучении дара Оссовецкого принимали участие многие знаменитые профессора медицины и светила

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Святитель Стефан Великопермский ок. 1340–1396 гг. Осенью 1380 года вся Русь объединилась против несметной силы Золотой Орды. Святой князь Московский Димитрий Иоаннович, благословленный на священную Куликовскую битву преподобным Сергием Радонежским, собрал под княжеским

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века автора Клюкина Ольга

Из книги Господь управит автора Авдюгин Александр

Праведный король Стефан Венгерский (975-1038) Праведный король Стефан Венгерский. Миниатюра. «Хроника Марка Кальти». 1360–1370 гг.Национальная библиотека им. Сечени. Будапешт, Венгрия. …Королевство, в котором лишь один язык и один обычай, – слабо и непрочно. Король венгров

Из книги автора

IV. Отец Стефан Отец Стефан Отец Стефан молод. И еще он целибат - встречается такое в нашем священстве, хотя и редко, ведь традиция эта не православная по происхождению. Целибат - священнослужитель, который отказался связывать себя узами брака, монахом же стать у него или

Из книги автора

Отец Стефан Отец Стефан молод. И еще он целибат - встречается такое в нашем священстве, хотя и редко, ведь традиция эта не православная по происхождению. Целибат - священнослужитель, который отказался связывать себя узами брака, монахом же стать у него или духу не

Ка́мень ве́ры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление ») - полемическое произведение митрополита Стефана Яворского , направленное против протестантской проповеди в России .

Камень веры.
Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ соблазна. На востанїє и исправленїє

Жанр Богословие
Автор Стефан Яворский
Язык оригинала церковнославянский
Дата написания 1718 год

Книга в первую очередь рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству . Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспариваемые в то время протестантами .

История создания

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в Православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста, он оставил поклонения иконам , Кресту и святым мощам ; Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова цирюльник Фома Иванов дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия-митрополита и разрубил ножом его икону. . В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и их предали анафеме . Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругою.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити» .

главы книги:

  1. о святых иконах
  2. о Знамении Честного Креста
  3. о Святых Мощах
  4. о Святейшей Евхаристии
  5. о призывании святых
  6. о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
  7. о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
  8. о преданиях
  9. о Святейшей Литургии
  10. о Святых Постах
  11. о добрых делах, способствующих вечному спасению
  12. о наказании еретиков

Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты . Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии) было благочестивым.

Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу , несмотря на то что Древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией».

Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище). Католические элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах , об евхаристии как жертве, о наказании еретиков. Протоиерей Иоанн Морев провёл анализ книги «Камень веры» и обратил внимание на то, что Стефан просто переводил, переписывая, или пересказывал целые огромные куски текстов у латинских западных авторов: Беллярмина и Бекана . Среди таковых заимствований у вышеназванных авторов был текст апологетики инквизиции.

Судьба книги

Книга вызвала сильное неудовольствие ориентирующихся на немецких протестантов придворных кругов. Издание книги многих задевало, в том числе и Феофана Прокоповича , которого многие обвиняли в симпатиях к протестантизму и даже в ереси. Немецкие протестанты восприняли издание книги «Камень веры» как вызов, который требовал немедленного ответа. Информация о книге уже в мае 1729 года появилась в Лейпцигских учёных актах, а вслед за тем в том же году был издан полемический трактат йенского богослова Иоганна Франца Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви». Сильнее всего противников книги задело то, что она повторяет католические взгляды на инквизицию и оправдывает смертную казнь еретиков . Любимец Петра Великого Михаил Ширяев написал в защиту «Камня веры» одно из своих стихотворений .

В это время в России анонимно вышел злостный памфлет, впоследствии ставший известным под названием «Молоток на камень веры», автор которого намеренно создавал оскорбительный карикатурный пасквиль с элементами политического доноса в адрес своего оппонента. Митрополит Стефан Яворский представлен как тайный католический агент, действующий в интересах папы, сознательно противящийся церковной политике Петра I и вынашивающий честолюбивые планы восстановления патриаршества. Местоблюститель обвиняется во всевозможных грехах: в неповиновении царю и саботаже его поручений, страсти к стяжанию и роскоши, в симонии , сочувствии политическим заговорам Мазепы и царевича Алексея против царя. Поступки же нравственные и осуждению не подлежащие, представляются как проявление иезуитской хитрости. Автор с откровенным презрением относится к русскому народу, православному духовенству и монашеству . В целом сочинение не отличается богословской глубиной, нападки на митрополита Стефана занимают больше места, чем критика его богословских взглядов. В конце своего сочинения автор «Молотка…» выражает уверенность, что царствующая императрица Анна Иоанновна , «подобная во всем Петру, истинная петрова наследница», не потерпит торжества противников царя Петра I, и книга «Камень веры» будет запрещена. Надежды автора «Молотка…» оправдались. Высочайшим указом от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена .

Вопрос об авторстве до сих пор остаётся однозначно нерешённым. Автор пасквиля - человек, безусловно, информированный о многих обстоятельствах личной жизни митрополита Стефана, в том числе в Киеве, его взаимоотношениях с высшим духовенством и священством Рязанской епархии. Он также хорошо осведомлен о взаимоотношениях Местоблюстителя с императором, понимает обстоятельства дворцовых интриг при смене власти. Почти нет никакого сомнения, что это не иностранец, и не простой пастор, живший в России, а человек, вхожий в высшие круги управления Церкви или государства . Современные исследователи сходятся в том, что её публикация была выгодна именно Феофану; более того там содержится лестный отзыв о нём. Современный исследователь Антон Григорьев называет наиболее вероятным кандидатом на авторство Антиоха Кантемира .

В 1730 году был лишён сана и заточен в Кириллов монастырь архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) за то, что не отслужил вовремя молебна на восшествие императрицы на престол; но больше всего он провинился в том, что плохо удерживал свое духовенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» .

В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивости к окружающим, не раз дозволял себе лишние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну .

В царствование Елизаветы Петровны книга вновь была напечатана в 1749 году. Затем её издавали несколько раз в уже в XIX веке : в 1836 и 1843 годах.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.


В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные