Ошо фразы цитаты. Ошо – цитаты на все случаи жизни. Что такое любовь

Ч андра Мохан Джеин или Бхагван Шри Раджниш. Родился -11 декабря 1931 г., Мадхья-Прадеш, Индия. Умер – 19 января 1990 г. (58 лет), Пуна, Индия.

И ндийский духовный лидер и мистик, относимый некоторыми исследователями к неоиндуизму, вдохновитель неоориенталистского и религиозно-культурного движения Раджниша. Проповедник новой санньясы, выраженной в погружении в мир без привязанности к нему, жизнеутверждении, отказе от эго и медитации и ведущей к тотальному освобождению и просветлению

Ц итаты и афоризмы

Л юбовь - не то явление, которое можно ограничить. Ты можешь держать ее в открытых руках, но не в кулаке. В то мгновение, как твои пальцы сжаты в кулак, они пусты. В то мгновение, как твои руки открыты, тебе доступно все существование.

Н е ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность.

К аким бы ты ни был, ты имеешь право быть таким, какой ты есть.

У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Н е борись ни с чем и не пытайся ни от чего бежать.
Пусть всё происходит своим чередом.

Е сли отношения между матерью и ребенком не складываются, то не складывается и вся жизнь ребенка, ведь это его первое знакомство с миром, его первый опыт. Все последующее станет продолжением этого опыта. И если первый шаг неудачен, то вся жизнь становится неудачной…

Н е позволяй своей жизни быть просто мертвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого. Пусть будут некоторые вещи, которые таинственны, для которых ты не можешь привести никаких причин. Пусть будут некоторые действия, из-за которых люди подумают, что ты немного с приветом. Человек, который на сто процентов нормален, не жив. Немного безумия рядом со здравомыслием - это всегда великая радость.

Ж енщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал.
И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право.

П ричины внутри нас самих, снаружи только оправдания…

С делай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар.

О диночество - это состояние, когда ты болен собой, устал от себя, надоел сам себе, и ты хочешь куда-то пойти и забыться в ком-то другом.

Самодостаточность - это когда тебя пробирает восхитительная дрожь от твоей сущности. Ты счастлив быть самим собой. Тебе никуда не нужно идти.

К огда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь.

Д уша всегда молода, она никогда не стареет. Почему? Потому что душа - вне времени.

Б лизость с одной женщиной или с одним мужчиной лучше, чем множество поверхностных связей.
Любовь - не сезонный цветок. Чтобы вырасти, ей требуются годы. И когда она растёт, она начинает выходить за пределы физиологии, в ней начинает проявляться духовное начало. Встречаясь со многими женщинами или многими мужчинами, вы будете оставаться на поверхности. Возможно, это вас развлечёт, но только поверхностно; вы, конечно, будете заняты, но эта занятость не поможет внутреннему росту.
А продолжительные отношения с одним человеком, в которых вы можете ближе постигать друг друга, таят в себе необыкновенные преимущества.

О тношения между двоими становятся зеркалом. Женщина начинает смотреть в вас и обнаруживает свою мужественность; мужчина смотрит в женщину и открывает свою женственность. И чем больше вы узнаёте свою женщину - другой полюс, тем более цельными, едиными вы можете стать. Когда ваш внутренний мужчина и ваша внутренняя женщина исчезли, растворились в друг друге, когда они больше не отделены друг от друга и стали единым целым, вы становитесь индивидуумом… Благодаря многочисленным несерьёзным связям вы будете оставаться на поверхности… вы не будете расти; а в конечном счёте единственное, что имеет значение, - это рост. Рост целостности, индивидуальности, рост центра внутри вас. И для этого роста необходимо, чтобы вы познали другую часть себя.

П родолжайте искать, узнавать друг друга, находить новые способы любить друг друга, быть вместе. Ведь каждый человек является такой бесконечной, неисчерпаемой, бездонной тайной, что вы никогда не сможете сказать: «Я познал её» или «Я познала его». Самое большее, что вы можете сказать, это: «Я очень старался, но тайна остаётся тайной».
На самом деле, чем больше вы узнаёте, тем более таинственным становится другой человек. И тогда любовь - это настоящий поиск.
Пробуйте найти настоящее существо, скрытое в другом человеке. Не воспринимайте людей поверхностно. Каждый человек - это такая загадка, что если вы будете продолжать окунаться в него всё глубже, вы увидите, что он - бесконечен.

П росто быть самим собой - значит быть красивым.

Е сли ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит.

В мире существуют три пути, ведущие к саморазрушению:
Секс - самый приятный,
азарт - самый захватывающий,
и политика - самый верный.

К акая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет?

В еличайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы.

Ч тобы подняться, вы должны упасть, чтобы обрести, вы должны потерять.

С тепень близости людей определяется уютностью молчания.
Два молчания не могут оставаться двумя… они становятся одним.

К огда личность не агрессивна, она непобедима.

Л юби, и пусть любовь будет для тебя так же естественна, как и дыхание. Если ты любишь человека, ничего от него не требуй; иначе ты в самом начале возведешь между вами стену. Ничего не ожидай. Если что-то приходит к тебе, будь благодарен. Если ничего не приходит, значит, этому и не нужно приходить, в этом нет необходимости. Ты не вправе ждать.

Н е ищите лучшее, а ищите свое, ведь лучшее не всегда станет вашим, зато свое - всегда лучше!

Л юди полностью забыли, что нужно жить. У кого есть для этого время? Каждый учит кого-то другого, каким тот должен быть, и никто никогда не кажется удовлетворенным. Если человек хочет жить, то он должен научиться одному: принимать вещи такими, какие они есть, и принимать себя таким, какой вы есть. Начните жить. Не начинайте готовиться к жизни, которая будет в будущем.

Ц енность не в вещи. Ценность в вашем желании её.

Ошо – цитаты на все случаи жизни обновлено: Апрель 10, 2016 автором: сайт

Слова Ошо как стрелы вознаются в наше сердце и не могут оставить нас равнодушными. Мы или сильно против или полностью согласны.
Мы поражены, удивлены их прямотой, честностью и открытостью.
Мы привыкли жить в хитрости, обмане. Мы надеваем розовые очки и придумываем страдания.
Слова Ошо - это лекартсво от "нереальности" - антиснотворное.


Начни же искать то, что ты есть.

Ты - это не твои лица. Начни искать свое настоящее лицо - лицо, которое было у тебя до рождения, которое снова будет у тебя после смерти.

Между рождением и смертью у тебя есть много лиц, которые тебе не принадлежат. Настало время выйти из ожиданий других. Не исполняй ожидания людей, поскольку это тонкое рабство. Мать хочет, чтобы ты поступал так, а отец хочет, чтобы ты поступал иначе, а общество еще чего-то хочет от тебя.

Все чего-то хотят и требуют от тебя это. Никто не оставляет тебя в покое, никто не хочет, чтобы ты делал то, что тебе по душе. Теперь настало время. Поступай по-своему, выйди из всего этого рабства. Суть всей санньясы в том, что вы заявляете о своей свободе, объявляете, что вы будете самими собой, невзирая на цену и последствия. И вы не будете неудачником, это я могу вам обещать. Вы не будете неудачником, вы бесконечно обогатитесь. Вы здесь не для того, чтобы исполнять ожидания других. Вы здесь для того, чтобы вести свою подлинную жизнь. Ошо "Гость"

Мастер Зусе

Я слышал одну из самых прекрасных историй о хассидском мастере Зусе. Около семисот лет назад великий мастер и мистик преклонных лет по имени Зуся, увенчанный славой, умирал на ложе.

Его ученики и почитатели спросили его, боится ли он умирать. - Боюсь, - ответил им Зуся, - я страшусь увидеть того, кто создал меня. - Как вы можете бояться? - удивились ученики, - ведь вы прожили такую примерную жизнь.

Вы словно Моисей вывели нас из дикости невежества. Вы как Соломон мудро судили нас. Зуся объяснил: - Когда я увижу того, кто создал меня, он не спросит, был я Моисеем или Соломоном. Он спросит, был ли я Зусей. Это одна из самых прекрасных историй. Медитируйте на нее. Зуся говорит: "Бог не спросит меня, был я Моисеем или Соломоном; он спросит меня, был ли я Зусей". Ошо "Гость"

Мысли

Мысль — это проявленное; отсутствие мысли — это непроявлен-ное.

Если ваш гештальт состоит только из мыслей, вы не будете знать ничего, кроме эго. Эго здесь называется «надменным сердцем». Тог-да вы остаетесь просто нагромождением мыслей. Это нагроможде-ние мыслей дает вам ощущение себя, ощущение, что «я есть».

Безсознательность и осознанность

Единственное, что существует — это состояние бессознательности, незнания.


Я бы не назвал это злом, это определенная ситуация, вызов, приключение. Существование — это не зло, существование — это только если вас окружают тысячи искушений, если вас зовут неизвестные стремления, если в вас возникает громадное желание познания... А единственное, что может помешать вам — это ваша бессознательность, неосознанность. Это тоже великий вызов — победить это. Станьте более сознательным, станьте более осознанным, станьте более живым.

Позвольте течь всем своим сокам. Не сдерживайте себя. Уважайте свою природу, любите себя и не беспокойтесь о неважных вещах. Без страха продвигайтесь в толщу жизни, исследуйте ее. Да, вы совершите множество ошибок — ну так что же?

Человек учится только совершая ошибки. Да, у вас их будет много — ну и что? Только совершая ошибки, человек находит правильный выход.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Это часть игры.

Реализация своей сущности - это не серьезное дело.

Это приходит к вам в полном расслаблении, в ненапряженном состоянии существа, в игривости.


Никогда не делайте свою медитацию серьезным занятием, иначе вы неизбежно упустите ее. Играйте с этим.Я первый человек, который говорит так. Все религии наставляли вас быть серьезными. Вот почему они убивали миллионы людей, разрушали их духовность, делали их напряженными, одержимыми тревогой, смертельно больными. И в попытке отыскать свою сокровенную сущность люди занимались всеми видами ненужных аскетических практик, которые есть не что иное, как пытка мазохиста.

Я учу вас игривости. Это ваша сущность. Даже если вы хотите потерять это, вы не можете потерять.

Что за спешка? И что за серьезность? Будьте игривы, легки.Бансе упустил из-за своего огромного усилия найти сокровенную суть своего существа. Усилие - это барьер. Безусильность...Когда сидишь молча, ничего не делая, весна приходит и трава растет сама собой. Эту траву вы не должны понимать превратно. Бансе говорит: сядьте молча, необеспокоенный, безусильный, ничего не делающий.

Когда время приспеет, а это означает, когда ваши напряжения все пропали... весна приходит, и ваша сущность растет сама собой. Вы не должны делать ничего; это просто взрывается потрясающей революцией. Все то, что было ненужным хламом внутри вас, сгорает, а все то, что было в вас истиной, чистым золотом в двадцать четыре карата, воссияет великолепным блеском. Но это случается только в раскованном состоянии, в восприятии. Ошо "Дзен таинство и поэзия"

Третий глаз

Это одна из наиболее важных находок мистиков — то, что прямо между ваших бровей открывается дверь;

В Индии это место называют «третьим глазом». Эти два глаза смотрят наружу. Прямо между бровей, точно посередине, есть глаз, место восприятия, чувствительности. Когда он открывается, ваш внутренний мир делается абсолютно ясным для вас. Вы знаете, что вы не тело, не ум.

В первый раз вы узнаете свою сущность как свидетеля. Это ведет вас к запредельному, таинственному и удивительному.

Впереди жизнь - сплошная радость, сплошной танец, замечательная музыка.

Вы разливаетесь, лучась чистым золотом. Вы нашли сокровище из сокровищ. Это было поиском всего Востока, всего восточного гения. Ошо "Таинство и поэзия запредельного"

От чего зависит наше рождение

Вы когда - нибудь думали об этом - что ваше рождение не зависело от вашего решения? Никто вас не просил. Во - первых тогда еще и просить - то было некого. Ваше рождение было из неизвестного; из ничего вы родились.

Это не зависело от вашего решения. И однажды вы опять вернетесь в неизвестное; это будет после вашей смерти. И это тоже не будет зависеть от вашего решения. И между рождением и смертью иногда приходят проблески любви; и все они будут приходить из того - же неизвестного. Они также не будут зависеть от вас. На самом деле, что бы вы ни сделали, будет препятствием.

Есть вещи, которые могут появиться только благодаря вам, и есть вещи, которые могут появиться только когда вас нет.

Есть вещи, которые можно сделать только в глубоком не - деянии: рождение, смерть, любовь, медитация. Все, что прекрасно, с вами просто случается - помните это! Запомните это твердо. Вы сами это не сделаете. Ошо "Путь"

Дзен - философия или теология?

Я не считаю дзэн философией или теологией, он ближе к поэзии, к музыке, к живописи, к танцу, к пению.

Это не отречение от жизни, это наслаждение жизнью всем своим сердцем. И как только вы глубоко вовлекаетесь в творческий стиль жизни, запредельное раскрывает свои двери. Я буду просто звать это «запредельным», потому что все другие слова, которые использовались, загрязнены старыми религиями, а «запредельное» все еще чисто; и потому что поэзия, творческий акт, который на своем пике трансформирует вас и приводит вас к дверям тайны. Все это существование есть таинство; только для слепых людей все ясно.

Если у вас есть глаза, тогда все вокруг является таинственным, и нет этому объяснения. Чем глубже вы идете в него, тем более таинственным оно становится. И не бывает дна у глубины, она бездонна. Вы можете продолжать, продолжать и продолжать; тайна становится более таинственной, более колоритной, более благоуханной, но вы не приходите к концу, где можете найти объяснение для нее.

Пока человек не будет относиться к существованию как к таинству, ему не удастся прожить свою жизнь в экстазе.

Дзен " Таинство и поэзия"

Слушайте сердце

Если вы смелы, слушайте сердце. Если вы трус, слушайтесь головы. Но для трусов нет рая.

Рай открывает свои двери только смелым.Каждый наполнен любовью.Если нет препятствий, то родник любви начинает струиться во всех направлениях без определенного адреса.Будьте благодарны существованию, наслаждайтесь прекрасной жизнью, окружающей вас. Любите - потому что неизвестно, наступит ли завтра. Не откладывайте все прекрасное на завтра. Живите интенсивно, живите тотально, здесь и сейчас. Ошо "Алмазные россыпи"

Сознание никогда не утрачивается.

Оно просто смешивается с другими объектами.

Поэтому первое, что нужно запомнить: оно никогда не утрачивается, оно ваше естество, но вы можете сосредоточить его, на чем хотите. Когда вам надоест направлять его на деньги, на силу, на престиж, тогда наступит тот великий момент в вашей жизни, когда вы захотите закрыть свои глаза и сосредоточить ваше сознание на его собственном источнике. На том, откуда оно произошло, на корнях - в то же самое переломное мгновение ваша жизнь преобразится.

Ошо "Алмазные россыпи"

Истинный мудрец

«Благодать в самом существовании. Она просто здесь. Это часть жизни. Никто ее не дает, но она может стать вашей. Никто не мешает ей достичь вас, помешать можете только вы. Дело в вас.

Дело не в том, чтобы «просить и молить Бога: "Буде милость твоя". Дело просто в том, что благодать достигается, если вы не создаете броню вокруг себя. Может быть броня греха, может быть броня святости. Это надо понять: броня может быть золотой, броня может стать железной. Главное: в броне вы недоступны благодати. «Грешник тоже создает свою броню. Он думает: "Другие меня не волнуют. Я живу так, как мне нравится. Черт бы побрал это общество". Он бунтарь, он грешит, чтобы просто утвердить свое "я", и он мог бы сказать: "Я —» «это я, железное "я". А у верующего человека "я" -золотое. Но золотое или железное — не важно.

Кого я называю "истинный мудрец"? Истинный мудрец тот, у кого нет никакой брони, нет никакого убежища, который не защищен ничем. Истинный мудрец тот, кто открыт существованию, оно может течь сквозь него, открыт ветрам, открыт солнцу, открыт звездам. Истинный мудрец — это глубокая пустота. Все проходит через него, ничему нет препятствий.» Тогда каждое мгновение — благодать. Каждое мгновение — вечность. Каждое мгновение — Бог. И этот Бог не есть что-то отдельное от вас, это»

Что такое любовь?

То, что вы называете любовью, не любовь. То, что вы называете любовью, может быть чем угодно, но только это не любовь. Это может быть сексом. Может быть жаждой обладать. Может быть одиночеством. Может быть зависимостью. Может быть жаждой властвовать. Это может быть всем, чем угодно, но это не любовь.


Любовь не стремится к обладанию. Любовь никак не связана с кем-то другим; это состояние вашего существования. Любовь — это не отношение. Отношение в ней возможно, но» «она не отношение. Отношение может быть, но она не ограничена им. Она вне его, она больше его.

Любовь — состояние существования. Когда она отношение, это не может быть любовью, потому что есть двое. А когда встречаются два "я", неизбежен постоянный конфликт. Так что, то, что вы называете любовью, это постоянная борьба. Порою, правда, вы устаете и не боретесь, но вот вы отдохнули и снова готовы. Редко бывает, чтобы любовь струилась. Напротив, почти» «всегда это ловушка "эго". Вы пытаетесь управлять другим, он пытается управлять вами. Вы пытаетесь владеть другим, он пытается владеть вами. Это не любовь. Это — политика. Это — игра во власть. Отсюда столько несчастий из-за любви. Если бы это было любовью, земля должна бы стать небесами. Что-то незаметно.»

Мы собрали для вас 25 мудрых цитат индийского духовного лидера и мистика Ошо (полное имя Чандра Мохан Раджниш). Учение Ошо представляет собой слитых воедино несколько духовных течений, например, таких как: христианство, суфизм, хасидизм, даосизм, дзэн и тантризм.

1. Любовь не имеет ничего общего с отношениями, любовь - это состояние.

2. Любовь - не то явление, которое можно ограничить. Ты можешь держать ее в открытых руках, но не в кулаке. В то мгновение, как твои пальцы сжаты в кулак, они пусты. В то мгновение, как твои руки открыты, тебе доступно все существование.

3. Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет.

4. Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо.

5. Мужчина страдает от большого комплекса неполноценности, потому что он не может родить ребенка. Это одно из глубочайших бессознательных неполноценностей в мужчине. Он знает, что женщина превосходит, потому что в жизни не может быть ничего выше, чем рождение жизни.

6. Если вы смелы, слушайте сердце. Если вы трус, слушайтесь головы. Но для трусов нет рая.

7. Любовь - это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.

9. Любить значит делиться; быть жадным значит накапливать. Жадность только хочет и никогда не отдаёт, а любовь умеет только отдавать и ничего не просит взамен; она делится без условий.

10. Любовь – это не количество, это качество, и качество особой категории, которое растёт через отдачу и умирает, если вы удерживаете его. Если вы скупитесь на любовь, она умирает.

11. Любовь не знает никаких границ. Любовь не может быть ревнивой, потому что любовь не может владеть. Ты кем-то владеешь – это значит, ты кого-то убил и превратил его в собственность.

12. Если любовь понимать, как встречу двух душ - не просто сексуальную, биологическую встречу мужских и женских гормонов - тогда любовь может дать тебе великие крылья, великие прозрения в жизнь. И тогда впервые влюблённые могут быть друзьями. Секс – естественное, природное протекание жизненной энергии и самое её низшее применение. Секс естествен, ибо жизнь без него невозможна. Низшее – потому что это основание, но не вершина. Когда секс заменяет всё, жизнь проживается напрасно. Представьте, что вы постоянно закладываете фундамент, но здание, для которого он предназначен, не возводится.

13. Любовь - это гармония. Любят не только тело другого, но все его существо, само его присутствие. В любви другой не используется как средство, способ снятия напряжения. Вы любите самого человека. Другой не является для вас средством, приспособлением, но ценен сам по себе.

14. Любовь - самая мощная целительная сила в мире. Ничто не может проникнуть так глубоко, как Любовь - она излечивает не только тело, не только ум, но и душу. Если человек способен любить, все его раны исцелятся…

15. Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении.

16. Проблемы жизни можно разрешить только любовью, их невозможно разрешить ненавистью.

17. Женщина становится богиней, когда изучает и принимает свою женственность.

19. Любовь - цветок настолько нежный, что его нельзя насильно сделать вечным.

20. Только когда вы отдаёте свою любовь, вы показываете, что у вас есть любовь, только когда вы отдаёте свою жизнь - вы показываете, что у вас есть жизнь. Счастье приходит от чувства собственной нужности. Хочешь быть счастливым человеком - не ройся в своей памяти. Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар.

21. Любовь - точно как аромат цветка. Она не создает отношений; она не требует, чтобы вы были тем-то или тем-то, вели себя определенным образом, действовали определенным образом. Она ничего не требует. Она просто делится.

22. Люди принимают всё так серьёзно, что это становится обузой для них. Учитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва.

23. Любовь должна быть такого качества, чтобы она приносила свободу, не новые цепи; любовь дает тебе крылья и поддерживает в том, чтобы летать как можно выше.

24. Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право.

Само слово “дружба” не из лучших (слово “дружелюбие” поднимается к луне, к солнцу) — потому что оно только от ума. Оно ограничивает — вы можете дружить лишь с немногими людьми. Но дружелюбие — безбрежно: вы можете быть дружелюбны к деревьям, к горам, к звездам. В дружбе скрыта и зависимость тоже. Все такие слова как “родство”, “дружба”, — поверхностны. Любящее отношение, дружелюбие, имеет совершенно иной смысл. Когда вы говорите о дружбе — это очень незначительная вещь, вид рабства и зависимости от личности, с которой вы дружите.

Но дружелюбие — это свобода, вы не зависите ни от кого. Дружба предметна, а дружелюбие — это ваша любовь, разделенная безоговорочно со всем сущим. Они не означают одно и то же. Дружба может сделаться в любой момент своей противоположностью — так называемый друг может обернуться вашим врагом. Но дружелюбие не имеет определенного адреса. Оно не для кого-нибудь, оно для всего сущего. Оно никогда не может обратиться в свою противоположность.

Помните: то, что очень легко может обратиться в свою противоположность — а вы знаете, друзья становятся врагами, враги становятся друзьями, __ это очень поверхностный, фальшивый суррогат. Но дружелюбие не адресовано никому; это любовь, безоговорочно выплескивающаяся изнутри вас. Для нее нет возможности обернуться жестокостью — вы хозяин этого. В дружбе вы не хозяин. Дружба вроде брака, вещь искусственная, но дружелюбие — это ваша истинная природа.

И просил юноша: “Скажи нам о Дружбе”.

И он сказал в ответ: “Твой друг — это твои осуществленные потребности”.

Это уродливое изречение, но оно логически закономерно, ведь он не изменил основного вопроса. Ему следовало бы рассказать юноше, что дружба не ценна, а дружелюбие бесценно…Твой друг — это твои осуществленные потребности. Я говорю снова: это уродливо, потому что дружба обязывает.

Дружелюбие просто раздает свое благоухание всему, безо всякого исключения, — и оно осуществляется, раздавая. Это не обязанность; это изливающаяся любовь. Вы можете дружить с деревьями, можете дружить со звездами, но тут нет требования, нет условий. Разумеется, ваши нужды будут исполнены, но не потому, что вы потребовали. Ваше дружелюбие принесет вам потрясающие сокровища. Уясните разницу между этими двумя словами.

Дружба это тюрьма.

Дружелюбие — абсолютная свобода.

Вы даете от своего изобилия; это не обязанность. Конечно, сущее понимает, что лицо, дающее безо всяких требований, — существо редкое. Сущее заботится о ваших нуждах, но не по заказу. Даже если оно не исполняет ваших нужд, это просто показывает, что подспудно в своем бессознательном вы цепляетесь за идею дружбы. Только глупцов можно обмануть просто подменой слов.

Сущее столь изобильно — не просите.

Из-за того, что Калил Джебран оставался христианином… Хотя он и был большим интеллектуалом, он не был медитирующим. Он повторяет Иисуса Христа на разные лады; Иисус говорит: “Просите и это будет дано”. Он низводит вас до нищего. Я говорю вам: “Никогда не просите, и вы получите это. Просите, и вы не добьетесь этого”. Сама ваша просьба Уродлива.

Иисус говорит: “Ищите и обрящете”. Я говорю вам: “Будьте тихими, будьте никем, — и сущее устремится к вам отовсюду” — потому что человек, который ищет, все еще разыскивает декорации для своего эго, а сущее не понимает языка эго. Нет ни дерева эгоиста, ни горы эгоиста, ни птицы эгоиста, однако сущее продолжает давать им все, в чем они нуждаются, — и даже больше, чем они нуждаются.

Иисус сказал: “Стучите, и двери отворятся”. Это поверхностные утверждения, потому что я знаю, что нет дверей, куда вы можете стучать. Всюду Бог. Не стучите — это насилие. Просто ожидайте.

Ваше ожидание… вы будете созревать в своем ожидании. Вы станете способными воспринимать, открываться. Бог всегда приходит как дар. Бор всегда приходит к императорам, не к нищим. Вам не нужно идти к Богу — даже если вы и захотите, куда вы пойдете искать Его? Он может найти вас, потому что Он есть целое.

Не надо ни просить, ни искать, ни стучать в дверь — доверьтесь. Если вы достойны, созрели, весна обязательно приходит тысячами цветов в ваше существо.

Твой друг — это твои осуществленные потребности…

Еврейское изречение, деловое.

Любовь не бизнес. Любовь — это песня вашей души.

Дружба — аромат этой любви, и крылья понесут ее над морями, над горами к далеким звездам.

Любовь — не берет, любовь раздает — таково и дружелюбие.

Он — поле твое, которое ты засеваешь с любовью и с которого собираешь урожай со словами благодарности.

Звучит хорошо; Калил Джебран — гений в выборе прекрасных слов, но он не знает ничего. Даже за его прекрасными словами и поэзией — темнота, бессознательность.

Он — поле твое… Друг ваше поле? Вы собираетесь эксплуатировать поле, засевая его любовью? Не имеет значения — ваша любовь не для друга, вам нужен урожай с нее.

…и собираешь урожай со словами благодарности… Самым удивительным для вас будет то, что друзья — это одна душа в двух телах. Тут нет вопроса о словах благодарности, это понятно в молчании. Это не уродливое “благодарю тебя” — что есть просто формальность. И засеваешь с любовью… Вы намерены эксплуатировать друга! Как же вы можете сеять с любовью? Ваша любовь — это фасад, взятка, уверенность, что с вашей любовью друг превратится в поле для вас. Но ваш реальный интерес — засеять зерна и собрать урожай, а ваши слова благодарности — пусты. Если друг не даст вам ничего, ваши слова благодарности исчезнут.

Поэтому я говорю вам: отдавайте, делитесь любовью, не тая где-то в своем сердце желания отдачи, и вопрос благодарения приобретает тогда новое измерение. Вы благодарны за то, что друг воспринял вашу любовь, ваши песни, ваше изобилие.

Вы должны быть благодарны не за то, что вы восприняли от друга; вы должны быть благодарны, что он ваше не отверг. Он имел полное право отвергнуть. Он оказался скромным и понимающим. Будьте благодарны, но по совершенно иной причине.

Он твой стол и твой очаг.

Что за вздор он говорит? Это причиняет мне боль, потому что он очень тонкий человек.

Он твой стол и твой очаг — ваш друг? Вы должны быть столом и вы должны быть очагом для своего друга. Это и есть разница между дружбой и дружелюбием. Я могу простить юноше, который задал вопрос, но не могу простить Калилу Джебрану, который дает ответ.

Когда твой друг раскрывается перед тобой, не бойся сказать про себя “нет” и не утаивай “да”.

Почему нужно бояться друга? — тогда что вы собираетесь делать с врагом? Поэтому когда друг откровенен, не бойтесь сказать “нет”, он ведь поймет. И… не утаивай “да”.

Что такое дружелюбие? Если вы не можете обнажить свое сердце в дружелюбии, то вы хитрый делец. Вы думаете о выгоде, вы думаете о будущем, вы думаете об отдаче.

Хоть вы и хотите сказать “нет”, вы боитесь, что дружба будет разрушена вашим “нет”. А он ваша потребность, он ваш стол, он ваше поле… вы что, “каннибал”?

Это раскрывает секреты хитрого ума: говорить “да”, когда вам известно, что он будет счастлив, говорить “нет”, лишь когда вы уверены, что он будет счастлив. Вы не честны и не открыты.

Если вы не в силах быть честными с другом, с кем же вы будете честными? Вот почему я говорю, что дружелюбие гораздо большая и высшая ценность. Оно может сказать “нет” безо всякого страха, ведь ему известно — друг поймет и будет благодарен вам за то, что вы не обманывали его.

Дружелюбие означает: стоять открыто друг перед другом, потому что у вас есть доверие. Дружба — вещь очень бедная.

И когда он молчит, сердце твое да не перестает слушать его сердце.

Это и есть раскол личности Калила Джебрана. В самом изобретении Алмустафы он оказывается политиканом. Он не говорит прямо, он говорит через Алмустафу, потому что Алмустафа всего лишь вымысел. Но здесь есть гарантия, что люди будут воспринимать это как поэзию, вымысел, красоту.

Его расхваливали по всему свету за небольшую книгу “Пророк”. Наверное, я первый, кто старается изменить это и четко отделить, когда он искренен, а когда не искренен.

Ибо в дружбе все мысли, все желания…

Он никогда не выходит за пределы ума. Дружелюбие за пределами ума, так же как и любовь за пределами ума; на самом деле дружелюбие даже выше любви.

В Упанишадах есть потрясающее утверждение… Это было традицией Востока, что когда кто-то женится, он идет со своей женой к провидцу, мудрецу за благословениями. И такого удивительного благословения не существует нигде, ни в какой литературе, ни в какой традиции.

Мудрец, человек просветленный, благословляет их словами: “Ты должна родить десять детей, а после этого твой муж будет твоим одиннадцатым ребенком”. Это выглядит абсурдно — муж будет одиннадцатым ребенком?

— но в этом такая глубина. Вы любили достаточно, вы дали рождение десятерым детям; теперь время подняться над самой любовью. Даже ваш муж

— это ваш одиннадцатый ребенок. Двигайтесь за пределы любви, слейтесь и расплавьтесь в дружбе. Очистите ее до точки, где она становится дружелюбием; тогда и вы не жена, и муж не муж, а оба — две души, живущие вместе в дружелюбии.

Все надежды рождаются и разделяются без слов, в безмолвной радости.

Любовь и дружелюбие не имеют надежд.

В этом и красота дружелюбия — вы не ждете ничего, потому что везде, где есть надежда, — сразу за ней, как тень, — крушение. И вы не можете диктовать будущему; вам даже не известно, каким будущее будет.

Когда я был аспирантом в университете, одна очень красивая девушка изучала тот же предмет, что и я. В течение двух лет мы изучали одни и те же предметы — философию, религию и психологию — а потом, в конце концов, должны были разъехаться. Она была девушкой богатой, дочерью городского сборщика налогов. Я вышел. Ее автомобиль ждал — наверное, и она тоже ждала; ей не нужно было сидеть в автомобиле и ждать. Ей потребовалось два года, чтобы сказать мне: “Я очень сильно расстроена. Я хотела, чтобы ты сказал мне: «Я тебя люблю»”.

Я ответил: “Любовь — не ожидание: если есть ожидание, обязательно происходит крушение”.

Почему весь мир выглядит таким расстроенным? По той простой причине, что у вас столько ожиданий. Я сказал девушке: “То, что ты говоришь сегодня, тебе следовало сказать мне сразу же, как только ты почувствовала любовь ко мне”.

Она сказала: “Что ушло, то ушло; мы не можем вернуться к прошлому. Но это мой последний день в городе. Я жила здесь со своим отцом, он сборщик налогов, но вся моя семья живет в Нью-Дели. Вечером я уеду, и вот я набралась храбрости просить тебя. Я тебя люблю. Не мог бы ты пообещать мне, что как только ты сможешь полюбить, мне будет отдано предпочтение?”

Я сказал: “Я не могу обещать на будущее — будущее абсолютно неведомо. Я не могу даже обещать на завтра или на следующий миг”.

По-моему, обещания выдают отсталость ума. Всякое обещание несет беспокойство, потому что вы не осознаете простого факта: будущее абсолютно неведомо.

Где вы приземлитесь завтра, никто не знает. Любое обещание нерелигиозно, ведь оно демонстрирует глупый ум, который не может понять будущее. Религиозная личность не может ни ожидать — ведь это тоже связано с будущим, — ни обещать, потому что и это связано с будущим. Религиозная личность живет в мгновении. Но он говорит: “Когда ожидания от твоего друга…”

Когда ты разлучаешься с другом, не горюй;

Ибо то, что ты больше всего любишь в нем, становится яснее в его отсутствие.

В этом есть какая-то истина. Человеческий ум таков, что мы начинаем принимать все как должное; поэтому лишь при отсутствии обмана мы осознаем то, что стало нашей глупостью, — принимать нечто как должное.

Мы проживаем всю свою жизнь без дружелюбия, без любви, потому что мы уже приняли это как должное: “Умирает всегда кто-то другой; я живу вечно”. Поэтому вы можете откладывать жизнь. И каждый откладывает жизнь, не зная того, что приготовило ему будущее.

Я снова настаиваю и подчеркиваю:

Не принимайте ничего за само собой разумеющееся.

Живите в мгновении.

И жизнь в мгновении даст вам силу жить в любых других мгновениях, — если придет будущее. Ваша сила будет продолжать расти. В противном случае… Досадно, что есть много людей, которые лишь в момент умирания впервые постигают: “Боже мой, я прожил семьдесят лет, но все время откладывал. И вот нет будущего, некуда откладывать”.

Никогда не давайте никаких обещаний, ведь вы, возможно, не сможете исполнить их. Поясните: “Я не владелец будущего”. Но есть люди, которые обещают все. Своим любимым они говорят: “Я буду любить тебя вечно”. Такие обещания становятся их тюремным заключением.

Скажите своим друзьям, своим любимым: “Только одно мгновение дано мне; даже два мгновения вместе не даны. В это мгновение я, безусловно, могу сказать, что я буду любить тебя. Вчера я не любил тебя, а завтра, возможно, аромат любви, точно так же как он пришел без всякого уведомления, может уйти, и тогда я окажусь в зависимости у своего обещания и буду стыдиться собственных слов”.

Обещая, сдерживая свое слово… все человечество заключает себя в тюрьму. Живите, и живите тотально — но сейчас — это все, что есть наверняка у вас в руке. Все же я знаю глупый ум человеческий. Ах, если бы вы смогли сказать женщине: “Я обещаю, что буду любить тебя в этот миг, но я не могу сказать о следующем миге. Я не хочу никаких ожиданий от тебя, а также не буду давать никаких ожиданий тебе; иначе жизнь превращается в непрерывное крушение!”

И да не будет никакой цели в дружбе…

Такова странность Калила Джебрана, раскол его личности. Его надо рассортировать — когда он начинает говорить как Зорба, а когда начинает говорить как Будда. Он никогда не был в состоянии прийти к синтезу обоих — низшего и высшего.

И да не будет никакой цели в дружбе… кроме проникновения в глубины духа.

Но это тоже цель. Порой люди, которые так ясно видят все в мире, абсолютно бессознательны в том, что они говорят. Сначала он говорит: И да не будет никакой цели в дружбе, кроме проникновения в глубины духа… — но это тоже цель. На самом деле если цели нет, глубины духа выявляются сами собой. Об этом не надо упоминать, потому что изречение становится противоречивым. Первая часть и вторая часть противоречат друг другу.

Сначала он говорит: “в дружбе не должно быть никакой цели”. Но что же есть ваши потребности, как не цели? Всякая цель разрушает красоту дружелюбия.

У дружелюбия не должно быть ни целей, ни потребностей — тем не менее это и есть чудо жизни, что если у вас нет ни целей, ни потребностей, ваши нужды будут исполнены, ваши цели осуществятся. Но этого не должно быть в вашем уме; в противном случае у вас не будет ни дружелюбия, ни любви.

Ибо любовь, которая ищет чего-либо помимо раскрытия своей собственной тайны, — это не любовь, а расставленные сети, в которые уловляется лишь бесполезное.

Любовь, которая ищет чего-либо помимо раскрытия своей собственной тайны, это не любовь… — потому что любовь есть тайна, и нет пути раскрыть ее.

Любовь подобна корням деревьев, скрытым глубоко в земле. Делитесь ароматом, цветами, листвой, зеленью, но не пытайтесь выдернуть дерево, посмотреть откуда берется столько цвета, столько благоухания, столько красоты, потому что это будет смертью дерева. Корни должны оставаться скрытыми, секретом, тайной, а не такими, как вам захочется… вы не можете пойти против законов природы.

Делитесь своим ароматом, делитесь своими цветами. Танцуйте под луной, под ветром и дождем. Вы видели это утро? — все деревья были так счастливы, танцуя под дождем, сбрасывая с себя всю пыль, становясь свежими и молодыми снова. Но корни должны оставаться тайной. Если вы выставите корни, любви придется умереть. К несчастью, каждому любимому, каждому другу очень любопытно узнать вашу тайну, узнать ваш секрет. Любящие воюют беспрерывно, заявляя: “Ты что-то скрываешь”.

Тысячи лет… И мужчина пришел к выводу, что невозможно понять тайну женщины, потому что она глубже коренится в земле. Глаза мужчины фиксированы на небе. Это идиотизм — попытка достичь Луны. А теперь — попытка достичь Марса.

Вы не в состоянии жить на этой прекрасной земле в мире, спокойствии и любви, без национальных границ, без цветной дискриминации, без превращения половины человечества, женщины, просто в продажную проститутку, пожизненную проститутку. Вы не были в состоянии вычислить, как жить на земле, а ваши глаза обращены на Луну.

Вам известно, что в английском есть слово “лунатик”? Оно происходит от корня “лунный”. Лунный означает “луна”. Мужчина лунатик. Фактически, пытаться раскрыть тайну вашей любимой точно так же уродливо, как и шпионить. Природа не желает вашей демистификации, потому что в этой тайне расцветает любовь, танцует дружелюбие.

Хорошо, что ни мужчины не понимают женщин, ни женщины не понимают мужчин. Тут нет нужды в познании. Все, что необходимо, это — достаточный простор друг для друга, чтобы ваши секреты и ваши тайны оставались скрытыми. Ведь из-за этой тайны вы влюбляетесь. Если вы Демистифицируете женщину, любовь может тоже исчезнуть.

Знание так бессмысленно, а тайна столь глубока. Дивитесь тайне, но никогда не спрашивайте, что это, и ваше дружелюбие, ваша любовь не будут ведать границ. Чем ближе вы оказываетесь, тем глубже будет становиться тайна. Но Калил Джебран, похоже, все время путается — это и естественно. Иногда есть проблески, когда он говорит потрясающие истины, а иногда есть моменты, когда он отступает во тьму и начинает говорить, как идиот. Во всех изречениях вы можете увидеть это.

Сначала он говорит: Твой друг это твои осуществленные потребности… а потом говорит: “Не должно быть никакой цели”. Что за потребности, если нет целей? И тут же он говорит, делая исключение, что глубина вашей души должна быть вашей единственной целью. В сущем, в реальности не бывает исключений.

И, смотрите, снова: а расставленные сети, в которые уловляется лишь бесполезное. Цели не должно быть, кроме углубления души, — но это является побочным продуктом. И снова он забывает, что говорит. Бесполезное — теперь это становится почти языком дельца, не поэта, потому что именно бесполезное уводит вас к более высоким сферам бытия, а полезное тащит вас вниз, к гравитации земли.

И пусть лучшее в тебе будет для твоего друга.

Он ходит зигзагами. Я не осуждаю его, я просто поясняю, что человек его гениальности не в силах увидеть такие простые вещи в утверждении Я пусть лучшее в тебе будет для твоего друга… — но вкусы разные. Лучшее для вас может ничего не стоить для вашего друга. Кто вы такой — решать, что лучшее для него? Я так не скажу. Я скажу: “Раскрой свое сердце и предоставь другу; все, что он выбрал, его”.

Если ему суждено узнать отливы твоего моря, пусть он узнает и его приливы.

Это же просто трюизм. Отливы или приливы, все должно быть в распоряжении друга.

Зачем тебе друг, если ты ищешь его лишь для того, чтобы убить время.

Все друзья заняты этим — они убивают друг другу время, потому что оба они пусты, и не знают как быть одному, как наслаждаться одиночеством.

Не убивать время, но жить. Это замечательно, великолепно. Но он похож на часовой маятник, который продолжает двигаться из одной крайности в другую. Конечно, он не человек осознания, несмотря на то что он человек безмерной способности выражения, — человек, который может выражать золотыми словами.

Всегда ищи его, чтобы прожить время.

Ибо он призван исполнить твои потребности, но не наполнить твою пустоту.

Вам понятно то, что я говорю, — маятник? Но сам Калил Джебран не осознает, что одно изречение тут же противоречит другому изречению. Ибо он призван исполнить твои потребности — что же случилось с надеждами? Что случилось с пользой? Он забыл, кажется, — но не наполнить твою пустоту. Это нечто понятное — что величайшая потребность человека не быть пустым, не быть темным, не быть одиноким. Его величайшая потребность быть нужным. Если никто не нуждается в нем, он все больше и больше осознает свою пустоту.

Так что даже это одно предложение противоречиво: Ибо он призван исполнить твои потребности… — но разве не пустота ваша величайшая потребность? Ради чего вы беспрерывно заняты? — лишь бы не испытывать пустоты. Вы уже пусты.

Восток имеет гораздо более глубокий ответ: пустота не негативна. Не заполняйте ее всевозможной чепухой. Пустота может стать вашим храмом, наполненным божественным, и все же она будет пустой, так как божественное — это лишь качество. Наложите ее светом — и все же она будет пуста. Наполните ее тишиной… Трансформируйте негативную пустоту в позитивный феномен, и вы сами станете чудом.

Калил Джебран снова и снова высказывает вещи, не давая вам ключа, как их реализовать. Любой идиот может прийти и заявить: “Наполни свой сад зеленью, цветами роз, прудами, прекрасными лотосами”, — но этого не достаточно. Вы разговариваете с человеком, который никогда не знал лотосов, и который абсолютно не осознает, как же ему исполнить это. Ключ упускается.

Так не только с Калилом Джебраном; почти все религии мира в той же лодке. Они говорят: “Вы не должны гневаться”. Но где же путь? Гнев есть. “Вы не должны ревновать”. Но как избавиться от ревности? “Вы не должны соперничать”. Фальшивые заповеди! Прекрасно быть молчаливым, но где же медитация, которая приносит вам молчание? “Вы не должны ревновать” — но где же понимание, что ревностью вы сжигаете свое собственное сердце? Она не вредит никому, кроме вас самих.

Как же вам избавиться от соперничества — ведь все они учат: “Не соперничай”, — а с другой стороны: “Будь чем-то”. Они дают вам идеалы: “Будь Иисусом”. Но есть миллионы христиан, вам придется соперничать. Они говорят: “Не ревнуй”, — но они же заставляют людей ревновать, привязывая одного мужчину к одной женщине. Когда любовь исчезает и весна уходит, мужчина начинает выискивать тайные ходы — и женщина тоже.

Я слышал одну историю. Дело было в суде — муж и жена хотели развестись. История, по-видимому, из тех времен, когда развод был почти невозможным, аморальным, недобродетельным. Судья сказал: “Любите друг, друга. Оставайтесь вместе, пока смерть не разлучит вас”. Женщина спросила: “Вы даете хороший совет, но как же любить человека, которого я просто ненавижу? К тому же мне известно, что он не может любить меня; он тоже ненавидит меня. Так что, пожалуйста, сообщите нам какой-то способ, чтобы ненависть исчезла и трансформировалась в любовь”.

Судья сказал: “Боже мой, я ничего не знаю об этом. Но вам все же придется дать клятву, что вы приложите все усилия, чтобы остаться вместе. Не создавайте аморального прецедента в обществе”.

Женщина сказала: “Я готова произнести клятву, положив свою руку на голову моего сына”. Это было странно, судья засуетился. Он сказал: “Нет, не на голову сына. Лучше положите руку на вашу религиозную книгу”.

Женщина сказала: “Я мать, и материнство — моя религия. Но отчего вы так суетитесь? Хотите, я разоблачу вас перед судом? Ведь это ваш сын!”

В каком же лицемерном обществе мы живем! Судья пытается постановить, чтобы они жили вместе, и судья же — тайный любовник женщины. И не просто любовник — даже ребенок от него, а не от мужа женщины; вот почему он испуган.

Она сказала: “Теперь вам понятно? Вы неверны своей жене. Это сын ваш, я только его мать. У моего мужа своя любовница, и вы будет удивлены: это ваша жена! А дети, которых вы считаете своими, не ваши”.

Таково лицемерное общество. Мы все продолжаем и продолжаем жить в убожестве, в неправде — даже в наших судах.

Однажды я был в суде в Джабалпуре… Там была церковь, очень красивая церковь. Но когда Британское правительство ушло в 1947 году, все прихожане тоже покинули страну. Церковь оставалась запертой почти десять лет. Там был прекрасный сад, который совершенно одичал. Эта церковь принадлежит Англиканской Церкви — это их имущество.

У меня было несколько друзей христиан, и я сказал: “Вы идиоты. Ваш Христос в заключении, а не в церкви, вот уже десять лет; может, он пробудет там всю свою жизнь. Соберите несколько молодых христиан…” Они сильно перепугались, потому что имущество принадлежит Англиканской Церкви. Я сказал: “Не волнуйтесь. Я открою церковь. А вы приведите ее в порядок, восстановите, вышвырните все те замки, разбейте их. Церковь принадлежит тем, кто в ней молится. Это не имущество. Вы молитесь там, значит, это ваша церковь”.

Они сказали: “Ты создаешь неприятности. Скоро дело будет в суде”. Я сказал: “Не беспокойтесь, я буду бороться вместе с вами. Можете рассказать суду правду — что это я надоумил вас”.

Это было разумно, поэтому они кое-как — но неохотно, без огонька, ухитрились взломать замки, восстановить церковь и прибрать сад. А в воскресенье я открыл ее. Сейчас же другие христиане сообщили Англиканской Церкви: “Имеет место нарушение права владения. И не только права — эти люди забрали имущество”. А имущество было большое, почти двадцать акров земли, и сама церковь очень красивая.

У английской церкви был свой представитель, епископ в Нагпуре, а в то время Нагпур был столицей Мадхья Прадеш. Он приказал: “Тащите всех этих людей в суд”, — в том числе и меня, ведь я даже не христианин.

Стоя за свидетельской перегородкой, я попросил судью: “Прежде чем я поклянусь в истине, несколько вопросов нужно выяснить, так как их будет невозможно выяснить после принесения клятвы”.

Он сказал: “Так не делается. Сначала нужно дать клятву”.

Я сказал: “Я как раз собираюсь говорить с вами относительно клятвы, так почему бы не позволить мне кое-что сказать сразу?”

Он сказал: “Ладно, можете говорить, но это против правил”.

Я сказал: “Первым делом, я видел, вы посещаете проституток. И всему городу известно, что вы гомосексуалист; поэтому у меня к вам нет никакого уважения. Я могу сказать ослу: “Уважаемый сэр” — но не могу сказать вам честно: “Уважаемый сэр”, потому что это будет ложью. Мое сердце не будет согласно. Так что, позвольте мне, если вы настаиваете на клятве, сказать то, что говорит мое сердце, правду; иначе отбросьте идею клятвы. Во-вторых, я хочу знать, на чем мне придется приносить клятву”.

Он сказал: “Можете поклясться на Библии, Индуистской Гите или на любой религиозной книге”.

Я сказал: “Они все наполнены ложью. Вы когда-нибудь заглядывали в них? Это так абсурдно — то, что клятву на истину приходится давать, держась за книгу, которая наполнена ложью.

И в-третьих: мне отвратительна сама идея клятвы, потому что подразумевается мое признание в том, что без клятвы я собираюсь лгать, что только под клятвой я скажу правду. Я не могу согласиться с таким приговором себе. Я говорю правду, какую чувствую своим собственным существом, а эти прогнившие книги тысячелетней давности… Я не уважаю ни одну из этих книг. Только люди вроде вас могут верить в эти непристойные — но названные святыми — книги. Но я готов соблюдать любую формальность.

Запомните: раз я дал клятву, держа святую книгу, которая наполнена ложью, я буду лгать беспросветно; я должен следовать книге. Сначала докажите, что в этих книгах заключается истина, сначала докажите, что достойны называться “уважаемым сэром”, и сначала убедите меня, что сама концепция клятвы не уродлива.

Это значит, что всю свою жизнь я лгал — только под клятвой я могу сказать правду. Вы же разумный человек; вы способны увидеть, что если человек может лгать всю свою жизнь, его клятва тоже может оказаться ложью. Кто помешает мне?”

Я сказал: “Я не принадлежу ни к какой религии, я не принадлежу ни к какому суеверию — все это как раз для вас”.

Он тут же сказал: “Вызовите второго свидетеля”.

Я сказал: “Нет, погодите, у меня все же есть одно дело. Храм принадлежит тем, кто молится там. Храм не просто участок земли, не жилище. Им не может владеть никто. Англиканская Церковь не имеет права владеть этой церковью. Церковь принадлежит тем, кто молится, медитирует там; они настоящие владельцы”.

Его трясло. Он произнес: “Я выслушал вас, но вы подняли такой фундаментальный вопрос, что лучше… вызовите второго свидетеля!”

Этот мир так полон лицемерия. Ваши лидеры лгут беспрерывно. Никому не дают жить, но лгать…

И пусть смех и взаимное удовольствие сопутствуют сладости дружбы.

Но как? Вы разрушили даже человеческую способность улыбаться. И если вы хотите — а идея хороша, — тогда расскажите людям, как им воскресить свою жизнь, свой смех, свои совместные удовольствия.

Все религии против удовольствий. Никакая религия не призывала делиться, но: “Отдай бедному, потому что твоя прибыль будет более чем тысячекратной после смерти”.

Это же чистый бизнес! Фактически, даже назвать это бизнесом нельзя — это спекуляция. Никакая церковь, никакая синагога, никакой храм не позволит людям смеяться, танцевать, петь. Вы подавили человеческий дух так сильно, что это уже почти труп.

Проблема Калила Джебрана в том, что он — огромная интеллектуальная сила; все его изречения — от разума, но не от опыта. Если бы он говорил от своего собственного опыта, он дал бы ключи — как аннулировать все то, что века сделали с человеком.

Ибо в росе малостей сердце встречает свое утро и освежается.

Он пишет замечательные слова — но какая польза? Самое высокоразвитое на земле существо не может смеяться. Все религии учили: “Отрекись от мира”. Вы должны отрицать то, чего вы хотите…

Ибо в росе малостей сердце встречает свое утро и освежается.

Никакая религия не позволяет вам удовольствие; никакая религия не позволяет вам смех; никакая религия не позволяет вам наслаждаться малостями жизни. Напротив, они осуждают каждую малость, незначительные вещи. А жизнь состоит из вещей незначительных.

Религии толкуют о Боге, но не о цветах; они толкуют о рае, но не о животворной пище; они толкуют о всевозможных удовольствиях на небесах, но не на земле. Земля — это наказание; вы были брошены на землю так же, как кого-то бросают в тюрьму.

Калил Джебран велик в своих словах, но что-то от труса присутствует в его бессознательном; в противном случае он должен был бы добавить: “Те, кто учат иначе, не ваши друзья, это ваши враги. Все религии — враги человека, все священники — враги человека, все правительства — враги человека”. Но вы не обнаружите ни одного изречения в этом роде. Вот почему его уважают во всем мире — ведь он ни у кого не вызывал раздражения. Я говорю те же самые вещи, но заполняя промежутки, которые он упустил, изменяя слова, которых он не осознавал.

Он человек замечательный, но не отважный. Он все еще овца, не пастух; овца, не лев. Он должен был бы рычать как лев, потому что у него была способность. Но великий человек умер, а его книги даже не внесены Папой-поляком в черный список, чтобы никакой католик не читал эти книги.

Все мои книги в черном списке. Читать их — прямой и кратчайший путь в ад. На самом деле я очень счастлив, что все вы будете находиться со мной в аду. Мы трансформируем его в небеса, и однажды вы обнаружите Бога, стучащегося в дверь со словами: “Впустите меня, пожалуйста. Мне докучают и утомляют всевозможные идиоты”.

— Хорошо, Вимал?

— Да, Мастер.

Бхагван Шри Раджниш, более известный как Ошо, привнес в мир новый взгляд на вещи, считавшиеся простыми и заурядными. Каково это, жить без привязанности к миру, но любить его от всей души? На эти и многие другие вопросы дает ответ мудрейший мистик, почитаемый миллионами духовный учитель из Индии, человек мира, Ошо.

  • Пока ты не способен сказать «нет», твоё «да» бессмысленно.
  • Толпа не любит одиночек; она признает только фальшивых людей, подражающих во всем друг другу. Толпа презирает каждого, кто держится особняком, кто отстаивает свои права, защищает свою свободу, поступает по-своему, невзирая на последствия.
  • Любовь умеет идти в неизвестность. Любовь умеет отбрасывать все гарантии. Любовь умеет бросаться в незнакомое и неизведанное. Любовь – это храбрость.
  • Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.
  • Позвольте себе роскошь не общаться с неприятными людьми.
  • Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти.
  • Вам нужно только одно - быть естественным, таким же естественным, как ваше дыхание. Любите свою жизнь. Не живите согласно каким-то заповедям. Не живите согласно чужим идеям. Не живите так, как от вас требуют люди. Прислушивайтесь к своему собственному сердцу. Станьте безмолвны, прислушайтесь к тихому, слабому голосу внутри вас и следуйте ему.
  • Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания.
  • Любовь - это не отношения, а состояние.
  • Единственное время, которое есть у вас - сейчас; единственное место - здесь.
  • Никто ничего не может сказать про вас. Что бы люди ни говорили, они говорят про самих себя.
  • Вы должны знать, что свобода - это высшая ценность, и если любовь не дает вам свободы, тогда это не любовь.
  • Мир приходит к тебе таким, каким он исходит от тебя.
  • Если ты богат, не думай об этом, если ты беден - не принимай свою бедность всерьез. Если ты способен жить в мире, помня о том, что мир - это только спектакль, ты будешь свободным, тебя не коснутся страдания. Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей.
  • Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет.
  • Люди принимают всё так серьёзно, что это становится обузой для них. Учитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва.
  • Миллионы людей решили избегать чувствительности. Они стали толстокожими, и только для того, чтобы защититься, чтобы никто не мог причинить им боль. Но цена очень велика. Никто не может причинить им боли, но никто не может и сделать их счастливыми.
  • Только несчастный человек пытается доказывать, что он счастлив; только мертвый человек старается доказать, что он жив; только трус пытается доказать, что он храбрец. Только человек, знающий свою низменность, пытается доказать свое величие.
  • Люди полностью забыли, что нужно жить. У кого есть для этого время? Каждый учит кого-то другого, каким тот должен быть, и никто никогда не кажется удовлетворенным. Если человек хочет жить, то он должен научиться одному: принимать вещи такими, какие они есть, и принимать себя таким, какой вы есть. Начните жить. Не начинайте готовиться к жизни, которая будет в будущем. Все страдания в мире происходят от того, что вы полностью забыли, что нужно жить, вы стали заниматься деятельностью, которая не имеет никакого отношения к жизни.
  • Падать - часть жизни, подниматься на ноги - ее проживание. Быть живым - это подарок, а быть счастливым - это ваш выбор.


В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные