Царицы шушаник. Святая славная мученица царица ранская шушаник. Отрывок, характеризующий Святая Шушаник

Святая Шушаник была супругой правителя Квемо Картли - питиахша Варскена. Выросшая в христианской семье, она с детства была пронизана любовью к Богу. В тот период Картли испытывал политическое давление Персии. С целью установления добрых взаимоотношений питиахш Варскен прибыл к царю персидскому - Перозу, по собственной воле отрекся от истинной веры, принял огнепоклонство и обещал царю, что, возвратившись в Картли, обратит в эту веру и жену, и детей своих.

Приблизившись к границе Картли, Варскен послал гонцов в свой престольный город - Цуртави , чтобы подданные встретили его с должными почестями. Блаженная Шушаник, узнав об отречении мужа, пала ниц и горькими слезами оплакивала Варскена, отрекшегося от Христа. Затем покинула замок, взяв с собой четверых детей и нашла приют в церкви.


Сегодня даже ни кто не вспомнит где был этот город Цуртави, город бесследно исчез за века, но в 45 км. от Тбилиси есть село с таким же названием и сохранилась вера в предания, что где-то тут рядом и был тот город в котором жила Шушаник. Сегодня в селении тоже есть крепость, её название Колагири, но эта крепость не такая древняя чтобы помнить святую Шушаник, но возможно именно в этих землях до этого стояла другая крепость в которой жила Шушаник. Ну а сегодня в Цуртави живут 2.300 человек и при этом 98% азербайджанцев.

Вечером святую Шушаник навестил её духовник - Иакоб и предупредил: "Тебе известны беспощадность и жестокосердие Варскена. Знай, что тебя ожидают страшные испытания. Тверда ли ты в своём решении, уверена ли в своей непреклонности?" В ответ святая сказала: "Предпочитаю смерть от его руки, нежели соединиться с ним и погубить душу свою".

Спустя три дня питиахш прибыл в Цуртави. Вначале он решил уговорить жену, но святая Шушаник твердо ответила: "Как ты отказался от Создателя своего, так же и я отказываюсь от тебя и какие бы напасти не навлек на меня, я не буду причастна к делам твоим!"

В следующий раз Варскен послал своего младшего брата Джорджика и епископа Афоца, строго наказав, во что бы то ни стало уговорить святую Шушаник вернуться во дворец. Святая Шушаник долго и упорно отказывалась, но, в конце концов, уступила их уговорам. Взяв с собой Святое Евангелие и Жития святых мучеников, она отправилась во дворец, но не вошла в свои прежние покои, а выбрав убогое помещение, заперлась в нём.

Убедившись, что никакие уговоры не влияют на решение святой Шушаник, Варскен жестоко избил её, наложил кандалы, запер в темнице и строго приказал охраннику никого к ней не впускать.

Шесть лет провела в темнице святая Шушаник. Будучи в темнице, она сама ободряла пришедших для её ободрения христиан. По её молитвам исцелялись больные, у бездетных рождались дети.

Перед кончиной святая мученица благословила всех и просила похоронить её в том месте (в Цуртави), откуда впервые выволок её неверующий муж.

Это случилось в 475 году 17 октября (или 30 октября по новому стилю ) . Епископ Иоанн тотчас же омыл святые мощи ее, обвил их саваном и затем с помощью других христиан, с пением и возжженными свечами, с курением фимиама перенес из темницы в назначенную мученицей церковь. Там тело святой с честью предано было земле.

Царь Иверский, благочестивый Вахтанг Гург-Аслан двинулся с войском против убийцы христолюбивой Шушаники и, сразившись с ним, взял его в плен и повесил. Так злою смертью погиб ненавидевший Христа царь Васкен. Тело же мученицы царь Иверский с великим торжеством перевез в древний Цортаг и предал земле в храме, нарочно выстроенном для ее св. мощей.


В 586 г., через сто двадцать лет после смерти святой, армяне отделились от Православной Церкви, и Цортагский храм перешел в руки Армянского епископа . В это время католикос Симеон, или Кирион, из боязни, чтобы армяне не завладели сокровищем Иверской Церкви, перенес мощи мученицы в г. Тифлис и положил их в приделе Метехской церкви , с южной стороны алтаря.


Метехская церковь находится в исторической части Тбилиси на Метехской скале на берегу реки Куры, там и находятся мощи святой царицы Шушаник.

Вот здесь (на фото) под спудом покоятся мощи святой Шушаник. Я здесь был как раз в день памяти святой и к мощам стояла большая очередь, люди молились склонясь над белой мраморной гробницей .

Празднование памяти св. Шушаники уже по неизвестной причине перенесено Церковью с 30 октября на 10 сентября . Предположительно, что именно 10 сентября в Тбилиси были принесены святые мощи Святой Шушаники и этот день стал днём празднования памяти святой.

МОЛИТВА.

О, нерушимая стено Иверския Церкве, мученице Христова непобедимая, Шушанико! Сохрани ны, ко святей раце мощей твоих притекающия, прося нам от всех недугов, душевных и телесных, избавления. Припадаем к тебе, о царственная страстотерпице славная, призри на нас, яко мати предобрая, буди нам крепкая защитница в день испытания, егда предстанем пред Судиею живых и мертвых. И приими от бренных устен наших, яко кадило благовонное, малое сие похваление: Радуйся, Христом избранная царственная дево, радуйся, яко от вражиих козней и коварства свыше ограждена была еси. Радуйся, веры стено твёрдая и несокрушимая; радуйся, от Господа Христа венец мученический приявшая. Радуйся, сожительнице Ангелов; радуйся, скорая ходатаице у престола Божия за Церкве Иверския чада. Радуйся, жемчуже небесный, град Тифлис украшающий; радуйся, цвете приятный вертограда Христова, Духа Святаго благодатию чад твоих облагоухающий; радуйся, двора Христова украшение светлое; радуйся, души моея отчаянныя утешение. Радуйся, Шушанико, скорая помощнице и великая заступнице!

Шушаника (Вардандухт) Ранская (+ ), княгиня, великомученица

Шушаника была дочерью известного армянского военачальника Вардана . Настоящее ее имя - Вардандухт , в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон , где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху.

Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения.

Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих, "при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение".

Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице католикос-архиепископ Мцхетский Самуил I , епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября , в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города

Святая Шушаник, замученная за веру Христову собственным мужем-вероотступником, еще при жизни сподобилась дара чудотворения, а после своей кончины обрела великую благодать исполнять молитвы тех, кто приходит к ней за помощью.

В историческом центре столицы Грузии Тбилиси на невысокой горе стоит древний храм Метехи. Сюда за утешением приходят женщины, которых обижают их мужья, и девушки, ищущие спутника жизни . Сколько удивительных чудес и трогательных историй помнит омытый слезами надгробный камень над могилой святой мученицы царицы Шушаник (или Сусанны, что одно и то же), погребенной в этом храме.

Святая Шушаник, замученная за веру Христову собственным мужем-вероотступником, еще при жизни сподобилась дара чудотворения, а после своей кончины обрела великую благодать исполнять молитвы тех, кто приходит к ней за помощью .

Шушаник жила в V веке, когда христианские страны на Кавказе были порабощены Ираном. Дочь доблестного военачальника Армении Вардана Великого, отстаивавшего независимость своей страны, она вышла замуж за царя Варскена, правителя Картли – центральной области Грузии, и имела от него троих детей.

В 466 году Варскен решил заключить союз с иранцами-персами, он отрекся от Христа, принял зороастризм – якобы «благую веру, опускающую оружие». Кроме того, он женился на дочери иранского шаха Пероза, и пообещал новому тестю обратить в зороастризм первую жену Шушаник и их общих детей .

Узнав о том, что муж возвращается из Ирана с новой женой и новой верой, Шушаник затворилась в келье при храме и молилась. Варскен через родственников с угрозами приказал ей вернуться во дворец, и Шушаник согласилась, не желая, чтобы от гнева царя пострадали пришедшие к ней родные. Устроив пир, в присутствии многих приглашенных и новой жены, Варскен склонял Шушаник к отречению от Христа и обращению в «благой и добрый» зороастризм, но она была непреклонна. Когда богохульствующий брат Варскена поднес ей бокал вина, Шушаник выбила этот бокал из его рук. Разгневанный муж приказал заковать первую жену в кандалы и запереть в одной из комнат дворца.

Вскоре Варскен отправился в военный поход, а Шушаник, освобожденная из заточения, поселилась в келье при храме, где усердно молилась в течение Великого поста.

На второй день Пасхи Варскен вернулся и, найдя Шушаник еще более утвержденной в христианской вере, приказал тащить ее волоком от церкви до дворца и подвергнуть страшным пыткам, после чего приговорил к пожизненному заключению.

В течение шести лет царица находилась в тюрьме в кандалах и непрестанно молилась. По свидетельству автора жития, духовного отца Шушаник – священника Иакова Цуртавели – все, кто приходил к ней за помощью, получали просимое, Бог – по ее молитвам – совершал бесчисленные чудеса .

На седьмой год заключения Шушаник тяжело заболела. Проститься с ней приходили родственники, знатные и простые люди со всего Картли – больные получали исцеления, скорбящие – утешение.

17 (30) октября на праздник святых бессребреников целителей Космы и Дамиана, который совпадает с грузинским праздником снятия урожая – Стулисай, царица Шушаник мирно скончалась и была погребена в Метехском храме. Случилось это около 474 года.

С тех пор, более 1500 лет, женщины, терпящие обиды, девушки, ищущие брака, болящие и страдающие приходят на место погребения святой Шушаник за помощью, и никто не уходит неутешенным .

Место погребения святой Шушаник

Храм Метехи

Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя – Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. «Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу». К темнице приходило много страждущих, «при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение». Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: «Прости нам вину нашу и благослови нас». Святая Шушаника простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет…».

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474–502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: «Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула». Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник , и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа – монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582–591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя – Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих, "при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение". Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет..."

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице католикос-архиепископ Грузии Самуил I (474-502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа-монофизита, и католикос-архиепископ Грузии Самуил IV (582–591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Мученический подвиг женщины

Житие святой мученицы Шушаники (V в.) было составлено ее духовником, священником Иаковом. Эта книга, написанная простым и безыскусным языком, представляет собой рассказ очевидца, который находился рядом со своей духовной дочерью и укреплял её в подвиге исповедничества. Житие святой Шушаники обладает огромной внутренней силой; читатель как бы видит перед собой величие души мученицы-царицы, которая предпочла Христа земному царству и самой жизни. Её супруг Варскен – правитель Рани, поехав по государственным делам в столицу Ирана, отрекся от Христа и перешел в маздеизм – огнепоклонство; он обещал шаху по возвращении на родину обратить свою семью и народ в персидскую веру. Святая Шушаник перед угрозами пыток и лицом смерти отказалась принять маздеизм и всенародно исповедовала христианство, когда из-за страха молчали те, кто должен был обличить правителя в отступничестве. Её подвиг был похож на подвиг тех древних мучениц, которые пострадали от своих родных.

Святую Варвару казнил родной отец, святую Феклу предала суду ее мать, а палачом святой Шушаники стал ее супруг. В житии описывается мучение святой Шушаники, избиение и пытки, которым подвергал ее в течение семи лет бывший муж за то, что она отказалась стать отступницей, как он. Но, может быть, самым трагичным в житии Шушаники было предательство и трусость близких ей людей, которые больше думали о своем земном благополучии. Только духовник и епископ тайно навещали царицу, и старались облегчить ее страдания. Она жила в маленькой комнатке дворца, как в темнице, закованная в цепи. Ее муж вспоминал о ней только для того, чтобы подвергнуть её новым истязаниям.

Среди сонма христианских мучеников мы видим женщин и детей, которых укрепила благодать и сделала бесстрашными воинами Христа. Мученичество – это безгласная проповедь о Христе. Подвиг святой Шушаники явился примером не только для ее современников, но и для многих поколений. Мир со своей обольстительной красотой, воспоминания о царской власти, уговоры и слезы родных, истязания и пытки не смогли сломить веру и волю Шушаник. Темница, где она была заточена, стала для нее преддверием рая, потому что рядом с ней был Христос, и сердце узницы озарял свет благодати.

А сколько теперь среди нас неизвестных миру исповедниц и мучениц за Христа, которые совершили свой подвиг, даже не считая его подвигом. Это те женщины-христианки, которые не согласились на детоубийство и выдержали тяжелые испытания со стороны самых близких для себя людей. Они обрекли себя на страдания, чтобы сохранить жизнь своему ребенку.

Когда мы читаем жития древних мучениц, то видим похожую картину. Сначала их вкрадчиво уговаривали отречься от Христа, обещая блага этого мира, затем ласки сменялись угрозами, пытками и оканчивались казнью. Душа мученицы похожа на каменный утес среди моря, который не могут сдвинуть с места волны. Море кажется то тихим и ласковым, а волны нежными объятиями; то море меняет свой нрав и, как рассвирепевший зверь, бросается на скалы, волны вздымаются выше утеса, но, ударившись о камень, откатываются назад. Женщину, будущую мать, стараются убедить, какой опасности подвергнется она во время родов, как трудно будет воспитывать ребенка. Ей говорят, что рождение ребенка лишит ее возможности принимать гостей и посещать друзей, ездить на дачу и т.д., что плата за роды станет тяжелым бременем для семьи, что новорожденный ребенок отнимет у других детей ее любовь и внимание. Если эти уговоры не помогают, то ей предлагают исследовать плод при помощи современной аппаратуры, надеясь затем убедить ее, что плод болен и ребенок не будет полноценным, и поэтому лучше для самого ребенка не родить его на свет калекой, а вовремя сделать аборт. К женщине начинают проявлять особое внимание, нежность и ласку, но все заканчивается тем, что у нее выпрашивают, как бы вымогают, согласие на детоубийство. Так древних мучениц вкрадчиво и ласково просили принести жертву идолам.

В семье женщины происходит подобный сценарий. Будущей матери говорят: теперь сделай аборт, а в следующий раз, когда положение улучшится, можешь родить хоть несколько детей. Так некоторые языческие судьи говорили христианам: «Сначала поклонись нашим кумирам, а потом, если хочешь, молись Христу». Если женщина не соглашается, то ее родные переходят к угрозам. Муж кричит, что он не может кормить столько ртов, что детский плач будет мешать ему работать и отдыхать, а если жена станет упорствовать, то он оставит семью, и пусть она сама с ребенком на руках зарабатывает деньги на пропитание. Мать, которая всегда брала сторону дочери и интриговала против зятя, теперь вместо того, чтобы поддержать ее, говорит, что она виновата в том, что разрушает семью, а если муж выгонит ее, то она не примет дочь назад в свой дом. Золовка шепчет мужу: «А ты уверен, что этот ребенок от тебя? Может быть, это плод ее тайных свиданий, и она хочет родить ребенка, чтобы видеть в нем лицо своего дружка». К этому хору примешивается голос свекрови, которая убеждает своего сына, что если бы невестка любила его, то вошла бы в его положение и сделала бы аборт. Эта травля часто продолжается неделями и даже месяцами. В древности существовала пытка громкими монотонными звуками. Человек вначале лишался сна, затем сходил с ума, а если пытка продолжалась, то наступала смерть. А здесь уговоры и угрозы превращаются в пытку, иногда они переходят в физическую расправу – муж избивает свою жену. Я знаю случаи, когда мужчина, пользуясь своей безнаказанностью, бил беременную жену ногами в живот, чтобы произошел выкидыш, но я говорю не об этих зверствах, которые все-таки не так уж часты, а о скрытых истязаниях. Женщина чувствует себя оставленной всеми и словно окруженной стаей волков, которые готовы броситься и разорвать ее на части. Она видит себя как бы вдовой при муже и сиротой при живых родителях. С ней вступает в борьбу демоническая темная сила, которая давит на нее унынием, тоской и томительными страхами, пытаясь довести ее до отчаяния. Я помню картину под названием «Оставленная». Там изображен глубокий овраг, сверху поросший лесом. На дне оврага стоит женщина, которую бросили сюда и оставили одну. Солнце заходит за горизонт. Его лучи еще пробиваются сквозь чащу деревьев, но скоро они погаснут, и настанет ночь. Женщина стоит в этой каменной западне, не зная, куда идти, вокруг нет ни души. В ее глазах застыл ужас. Она должна погибнуть с голода или звери растерзают ее; помощи ждать неоткуда. Но у христианки есть защита – это Промысл Божий, есть сила сопротивляться демонам и людям – это Божия благодать, есть утешение – Церковь, есть источник сил – молитва и надежда. Для такой женщины родить ребенка, несмотря на испытания со стороны самых близких людей, которые становятся в это время бесконечно далекими – подвиг, подобный исповедничеству Христа в нашем бездуховном мире. Мучениц пытали всенародно, а этот подвиг совершается за стенами домов. Он неведом для мира, да и мир редко воспринимает его как подвиг.

Мы писали о женщине-христианке, но наши слова касаются также женщин и других религий. Если они поступят по закону своей совести и голосу материнства, то и это угодно Богу.

Нередко бывает, что ребенок, сохраненный матерью, впоследствии становится любимцем всей семьи – тех, кто раньше требовали его убийства, и они благодарны женщине, за то, что она не послушала их и не совершила неисправимого. Награда за такой подвиг здесь, на земле, духовная радость, покой совести, а в будущем – великая милость Божия. Может быть, мир существует потому, что среди нас находятся тайные угодники Божии, они живут рядом с нами, но мы не видим их.

архим. Рафаил (Карелин)

Из книги: "Как вернуть в семью потерянную радость?"



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные