Государственный социализм. Что значит "государственный социализм". Отношения с другими течениями мировой социалистической мысли

Теоретическое обоснование и отражение экономической системы, сложившейся в СССР, а затем и в других странах Европы и Азии, где установился коммунистический режим, официально именовалось марксистско-ленинской концепцией социализма (в СССР и его европейских сателлитах с 30-х по начало 50-х гг. «марксистско-ленинская» заменялась на «ленинско-сталинскую», а в послевоенном Китае - на «маоистскую») За пределами комму­нистическою мира эта теория называлась концепцией государствен­ного социализма.

Экономической основой социалистического общества была объявлена государственная собственность. На первых порах когда и странах, где пришли к власти ком­мунисты, еще существовала многоукладная экономика, а государстве рассматривалось как форма диктатуры пролетариата, государственная собственность истолковывалась как собственность рабочего класса Когда же многоукладность была практически ликвидирована, а государство объявлено выражающим интересы всего народа, го­сударственная собственность была отождествлена с общенародной.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924), заложивший основы эко­номической теории государственного социализма, отвергал как про­тиворечащую марксизму идею передачи собственности на фабрики и заводы коллективам работников этих предприятий. Неприемлемой была объявлена и «синдикализация» собственности, т е передача ее профсоюзам или любым другим объединениям производителей.

По Ленину, только государство становится верховным субъектом общественной собственности и потому неизбежно принимает на себя функции непосредственного управления экономикой. Будучи единым собственником, государство получает реальную возможность планомерной организации производства и распределения в масштабе страны. Такая планомерная организация означает в принципе устра­нение диспропорций в хозяйстве и недопущение их возникновения в будущем, максимально эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, возможность сосредоточения сил и средств на наиболее важных и перспективных участках.

Централизованное плановое управление устраняет стихию рынка с его конкуренцией, ликвидирует цикличность развития экономики и кризисы перепроизводства.

Поскольку на смену множеству частных собственников при­ходит единый собственник, купля-продажа устраняется. Товарно-денежные отношения сменяются плановым распределением благ. В.И.Ленин считал возможным существование товарно-денежных отношений в период перехода к социализму, когда сохраняются еще мелкие собственники - крестьяне и ремесленники, а также утерявшие господствующее положение капиталистические пред­приятия. При этом даже для этого периода, по мнению Ленина, предпочтительней был бы безденежный товарообмен как переход­ная форма от капиталистической торговли к социалистическому продуктообмену. Но для отсталой России, особенно в условиях разрухи, безденежный товарообмен он считал нереальным. Что касается отношений между отдельными объектами государствен­ной собственности, то они, не будучи товарными по существу, сохраняют на некоторое время товарно-денежную форму. Деньги служат для учета и контроля движения ресурсов и произведенных продуктов. Некоторые российские экономисты марксистской школы шли дальше и предлагали в начале 20-х гг. отказаться от денежного учета и перейти к прямому учету в трудовых единицах, сокращенно - в «тредах».



В последний период своей жизни В.И.Ленин существенно из­менил взгляд на социализм. Это касалось прежде всего отношения к кооперации производителей. Раньше он полностью разделял пред­ставления К. Маркса о производственной кооперации как переходной форме от капиталистического способа производства к социалистическому. Теперь Ленин объявляет кооперативную собствен­ность социалистической, но лишь в том случае, если кооперативы существуют на земле, принадлежащей государству, и при господстве государственной собственности на основные сред­ства производства.

Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин (1888-1938) также придерживался в 20-е гг. концепции бестоварного социализма, использования пря­мого продуктообмена. Однако в начале 30-х гг. он эволюционирует в сторону признания торговли при социализме. Поскольку в 1929-1933 гг. в деревне в СССР была осуществлена сплошная коллекти­визация, в стране сложились две формы собственности, признава­емые социалистическими: в городе преобладала государственная (ко­оперативная была здесь представлена объединениями ремеслен­ников-кустарей), а на селе - кооперативная в виде колхозов (государственная здесь в форме совхозов играла вторую скрипку). Согласно Бухарину, рынок принципиально изменился. Торговля из инструмента связи между социалистической промышленностью и множеством индивидуальных крестьянских хозяйств преврати­лась в инструмент связи государственных и кооперативных единиц, направляемых в их развитии единой «организующей централизо­ванной волей». Товарооборот перестал быть синонимом рыночной стихии.

В 30-х, 40-х и в начале 50-х гг. теоретическое обоснование госу­дарственного социализма, анализ его экономического механизма и перспектив дальнейшего развития были связаны с именем Иоси­фа Виссарионовича Сталина (1879-1953), хотя в действительности многие сталинские положения были заимствованы им, в том числе и у политических противников, чьи труды были изъяты из обращения.

Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государствен­ного социализма. Признавая кооперативную собственность социа­листической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низ­кого уровня обобществления средств производства. Последова­тельно социалистической призна­валась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистичес­кой неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предпри­ятия объявляются государственной собственностью. В работе «Эко­номические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверж­дает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенарод­ную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социа­лизм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.

Товарно-денежное обращение Сталин связывает с наличием двух форм собственности. Внутри государственного сектора отношения между предприятиями лишь формально носят товарный облик. Эго - форма без содержания. Товарное производство есть произ­водство на свободный рынок. Средства производства, изготовля­емые государственными предприятиями, распределяются по плану. Рынок не диктует этим предприятиям ни цен, ни размеров выпуска, ни поставщиков сырья и полуфабрикатов. Поэтому эти средства производства товаром не являются, и закон стоимости здесь по существу не действует. К концу жизни Сталин склонился к выводу, что и в отношениях между государственными и кооперативными пред­приятиями можно и нужно отказаться от торговли и перейти к прямому продуктообмену. Торговля, по его мнению, препятствует слиянию двух форм собственности при социализме. Таким образом, с одной стороны, необходимость товарно-денежных отношений при соци­ализме выводилась из наличия двух форм собственности, а с другой стороны, ликвидация этих отношений должна была предшествовать устранению дуализма собственности при социализме.

Регулятором производства при государственном социализме явля­ется не рынок, а жесткий всеохва­тывающий народнохозяйственный план. По Сталину, в социалисти­ческой экономике действует объ­ективный, от воли и желания лю­дей не зависящий закон планомерного, пропорционального раз­вития хозяйства. Разрабатываемые государственной администра­цией планы должны соответствовать требованиям этого закона, т.е. обеспечивать полную сбалансированность отраслей хозяйства, про­изводственных нужд и ресурсов, выпуска продукции и каналов ее распределения, производства и потребления и т. п. Именно в централизованно устанавливаемой планомерности и пропорциональ­ности виделось важнейшее экономическое преимущество государствен­ного социализма.

Элемент стихийности, неподвластности плану допускался только в сфере распределения предметов личного потребления через тор­говлю.

Сталин внес своеобразный вклад в теорию спроса: закономер­ностью социализма он объявил постоянное превышение платеже­способного спроса населения над предложением потребительских товаров. Такое соотношение, утверждал он, будет стимулировать расширение производства, причем непосредственно, а не через механизм цен, поскольку цены при социализме устанавливаются в централизованном порядке и стабильны (государство с определен­ной периодичностью проводит общий пересмотр цен, как правило, в сторону снижения). Иными словами, дефицит потребительских благ провозглашался закономерной и притом положительной чертой социалистического общества.

Поскольку государственная собственность была объявлена собст­венностью всего рабочего класса, а впоследствии - всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция - достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содер­жание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, опре­деляется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесооб­разности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государствен­ного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.

В первые годы советской власти одни российские марксисты следовали утверждению Ф. Энгельса, что в социалистическом об­ществе распределение будет осуществляться только по количеству труда. Другие настаивали на уравнительном распределении как более справедливом. Ими был выдвинут лозунг: «Ударность в труде, уравнительность в потреблении». Но все они делали особый упор на моральные стимулы к труду. Исходя из практики, уже В.И. Ленин пришел к выводу о необходимости оплаты труда не только по его количеству, но и по качеству, т. е. с учетом квалификации работника, его индивидуального мастерства. Однако в концепции государствен­ного социализма остался расчет на энтузиазм, на социалистичес­кое соревнование (оно рассматривалось как эффективная замена конкуренции).

Проблема земельной ренты в теории государственного социализма неоднократно пересматривалась. Во второй половине 20-х гг. не­которые марксисты признавали существование при социализме абсолютной ренты. Они опирались на положение К. Маркса, что присвоение ренты есть форма реализации собственности на землю, причем это необязательно должна быть частная собственность. При государственной собственности на землю абсолютная рента при­сваивается государством. После выступления Сталина в 1929 г. против признания абсолютной ренты при социализме она была исключена из теории. Что касается дифференциальной ренты, то большинство экономистов в 20-е гг. признавало ее сущест­вование при социализме. В 30-е гг. официальной стала обратная точка зрения: поскольку рыночные отношения в сельском хозяй­стве и в добывающих отраслях заменяются плановым началом, а ни колхозы, ни совхозы, ни горнодобывающие предприятия не являются собственниками земли, рентные отношения устраняют­ся. Затем наступил новый поворот: отрицание дифференциальной ренты при социализме было признано ошибкой.

После смерти Сталина и критики культа его личности на XX съезде коммунистической партии Советского Союза некоторые элементы модели государственного социализма подверглись пересмотру. Сдвиги произошли главным образом в сторону признания большей роли то­варных отношений. В этом отношении теория шла в ногу с эконо­мической политикой: была разрешена продажа орудий производ­ства колхозам, введены элементы оптовой торговли средствами про­изводства. Прибыль признавалась стимулом для государственных предприятий. По существу, была «реабилитирована» норма прибы­ли (под именем нормы рентабельности) как показатель эффектив­ности производства. Однако основные положения концепции го­сударственного социализма остались неприкосновенными.

В политико-экономических учениях

Рассматривая идеи государственного социализма, формулировавшиеся учёными в контексте принадлежности всей совокупности трудов каждого из них к тому или иному генеральному направлению социально-экономической мысли, можно различать два варианта.

  • ставя конкретные труды отдельного учёного в контекст государственного социализма, историографическая традиция, тем не менее, может относить всю совокупность его трудов к другому, более крупному научному направлению. В этих случаях принято говорить, что идеи государственного социализма нашли выражение в работах того или иного учёного, и налицо пересечение соответствующих крупных направлений, обоюдная поддержка ими того или иного тезиса. Так, многие выразители идей государственного социализма были представителями немецкой исторической школы экономической мысли,
  • в других случаях, такие важные дополнительные факторы, как научная кафедра, поддерживающая преемственность учёной мысли и развитие идей основоположников их учениками, издание печатного органа и пр. безусловно удостоверяют факт развития научной школы в той или иной стране. Применительно к государственному социализму в Германии это повлекло за собой возникновение специального термина: «катедер-социализм» (кафедральный социализм), отчасти пересекающегося с «государственным социализмом», но не являющегося полным ему синонимом.

В истории и политологии

Экономическая теория может быть взята на вооружение государством в качестве экономической доктрины и впоследствии реализована средствами экономической политики . Одни доктрины явно указывают имена конкретных учёных, теорий, школ (или даже называться этими именами), другие же таких указаний не делают - либо используя соответствующую научную основу как общественное достояние, либо „независимо” приходя к тем же идеям. Так, пример реализации идей «государственного социализма» на Яве, Ф.Энгельс характеризует как систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством .

Крупнейший в XIX веке прецедент формирования доктрины «государственного социализма» и проведения соответствующей экономической и социальной политики, при активной поддержке государством соответствующих научных разработок учёных дала Пруссия. Там в 1877-1882 издавался еженедельник «Государственный социалист», университетские кафедры Пруссии сыграли известную роль в развитии катедер-социализма; наконец, сам канцлер Бисмарк является, в силу определения, главным государственным социалистом-практиком той эпохи (см. ниже раздел «Бисмарк и государственный социализм»).

С конца 1980-х гг., в годы перестройки в СССР реформаторы широко пропагандировали т.н. «шведскую экономическую модель» в качестве идельного примера государственного социализма на практике . Однако Швеция в этом плане далеко не единственная. В XX веке многие элементы теорий государственного социализма XIX века были подхвачены учёными всего мира и получили самостоятельную научную основу в лице институционализма, кейнсианства и пр. По этой причине термин «государственный социализм» стал менее активно использоваться в научном обороте, постепенно приобретая скорее историко-экономический характер, и соотносясь, в основном, с эпохой катедер-социализма и государственного социализма Бисмарка.

Терминологический конфликт

На протяжении более века в науке устоялось понимание «государственного социализма» как имени конкретных течений мысли, школ и доктрин конца XIX - начала XX века (а в формально-аналитическом плане - и как возможного родового названия группы доктрин типа шведской модели социализма второй половины XX века). Употребление термина «государственный социализм» фактически как синонима «социализму вообще» и, тем более, «экономике стран социализма» с научной точки зрения не вполне корректно. Смешение понятий, относящихся к абсолютно разным социально-экономическим системам, научным основам, инструментам и формам проведения экономической политики вызывает терминологический конфликт и вносит неоднозначность в выверенный категориальный аппарат истории и политологии.

Государственный социализм в Германии

Катедер-социализм

Бисмарк и государственный социализм

Первое в руской литературе специальное исследование на тему «Бисмарк и государственный социализм» опубликовал в 1890 г. профессор И.И.Янжул - основатель школы государственного социализма в России. Ниже приведены цитаты из статьи другого известного русского экономиста, В.Водовозова, помещённой в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона :

«Для Бисмарка социализм не был целой системой нового общественного устройства с иными политическими, общественными и нравственными идеалами, он видел в социализме лишь стремление улучшить материальные условия жизни народившегося четвертого сословия и с этой точки зрения уже давно, почти с первых шагов своей деятельности, относился к нему сочувственно».

«В самый разгар конституционного конфликта в Пруссии, когда либеральная оппозиция находила себе такую энергическую поддержку в народных симпатиях, Бисмарк сходится с апостолом немецкого социализма Лассалем и не задумывается оказать материальную поддержку широким планам великого проповедника государственного социализма».

«Государственная власть поэтому должна взять на себя инициативу всех тех реформ социально-христианского характера, которые сплотят рабочие классы под широким монархическим знаменем. Недаром Бисмарк проводил долгие часы в интимных беседах с Лассалем, недаром так давно уже мысль о государственном социализме занимала его ум. Эту мысль он решается теперь провести в жизнь. Он вносит в парламент один за другим проекты законов, созидавших целый ряд учреждений, обеспечивающих рабочие классы на случай старости, болезни, увечий, несчастных случаев».

«Свои проекты он не относит даже к области государственного социализма, нет - его проекты являются лишь результатом „практического христианства, без фраз…”. Но он не боится обвинения в государственном социализме, так как каждый закон, являющийся на помощь народу, есть социализм и весь успех социально-демократической партии обусловливается тем, что государство не достаточно „социально”».

Государственный социализм в Англии

«В известном смысле под понятие государственного социализма можно подвести деятельность фабианского общества в Англии» .

Школа государственного социализма в России

Легальный марксизм

Во второй трети XIX века теории государственного социализма попадают в поле зрения русских легальных марксистов . В их числе выделяется один из крупнейших русских экономистов того времени М.И.Туган-Барановский . В политико-экономических аспектах его трудов прослеживается влияние главного теоретика государственного социализма, Родбертуса . Так, следуя его методу, Туган делит экономические категории на логические (вечные) - ценность и стоимость, и исторические (преходящие) - прибавочную стоимость и собственно капиталистическое хозяйство.

Оригинальность мышления и творческий подход Туган-Барановского, однако, иногда приводили к запутыванию уже сложившейся системы категорий, переклассифицируемых им по второстепенным признакам. Это относится к его классификации социалистических учений, где в качестве критерия избран способ распределения и форма собственности и, соответственно, различаются

…социализм государственный, синдикальный, коммунальный и анархический и, соответственно, коммунизм государственный, коммунальный и анархический. Считал государственный социализм (учения Мора, Сен-Симона, Маркса, Беллами) наиболее продуманным и экономически возможным

Здесь в один ряд учений «государственного социализма» вписаны и малоконкретизированные социалистические утопии Мора и Сен-Симона , и фундаментальная теория Маркса, и литературный опус Беллами (американский романист, современник более известных миру Марка Твена и Брет Гарта) , но игнорируется современная Туган-Барановскому доктрина «государственного социализма» в Германии.

И.И.Янжул и его теория государственного социализма

К идеям государственного социализма Иван Иванович Янжул подошёл в силу нескольких предпосылок, проистекающих из общности его взглядов и позиции немецкой исторической школы. И России, и Германии на мировых рынках противостояла Британская империя, под чьи империалистические интересы английские учёные подводили научную основу в виде фритредерства. Поэтому, как и его немецкие коллеги, И.И.Янжул выступает с критикой английского фритретерства. За этой доктриной, требующей от других стран открыть собственные рынки для Англии под лозунгом «невмешательства в свободную экономическую жизнь», он видит субъективный меркантильный интерес могучей колониальной сверхдержавы, а также источник более высокого, чем в других странах, жизненного уровня всего её народонаселения. На это Янжул указывает в своей докторской диссертации «Английская свободная торговля», защищённой в 1876 году:

«Несмотря на такое видимое и сильное влияние этой системы воззрений на народную жизнь Англии, несмотря на то, что все реформы в её духе привели за собой колоссальное развитие богатства и политического могущества страны, - несмотря на это, начало свободной конкуренции до сих пор является вопросом весьма спорным как в теории, так и на практике».

К критике английских фритредеров Янжул возвращался неоднократно. В этой же связи он критикует и сочинение профессора Кембриджского университета Генри Фоссетта «О свободной торговле и покровительственной системе», усматривавшего в протекционизме вред и опасность для Англии. При этом английский профессор рассматривал влияние внешней политики Англии на весь «индустриальный класс» страны, включавший в его определении и буржуазию, и рабочих , т.е. показывает, что и последние тоже в выигрыше от империалистической экспансии. Эти мотивы Янжул использовал и в своей работе «Влияние покровительственного тарифа на благосостояние рабочих классов» , разворачивая тему уже в сторону интересов русских рабочих. С докладом на эту же тему Янжул выступил в 1877 году в московском отделении Русского технического общества . Опираясь на данные по Англии, Америке и Австралии, он показал, что, будучи введён в России, покровительственный тариф будет способствовать повышению заработной платы, а также сохранит возможность предоставления постоянной работы на русских фабриках и заводах .

Не менее важной точкой пересечения предмета исследования русских и немецких государственных социалистов была проблематика борьбы с наиболее вопиющими проявлениями капиталистической эксплуатации, разработка и принятие мер по улучшению положения рабочего класса. В этой связи следует назвать работу И.И.Янжула «Детский и женский фабричный труд в Англии и России», опубликованную в 1880 году в журнале «Отечественные записки » .

И.И.Янжул настаивал на активном вмешательстве государства в фабрчно-заводскую жизнь . От требований ограничения женского и детского труда он переходил к задачам установления правительственного надзора за безопасностью труда на фабриках и заводах, к наблюдению за паровыми машинами и котлами и т.п. Янжул также всячески поддерживал установление полной ответственности капиталистов за несчастные случаи с рабочими на их предприятиях , критикуя частные, ограниченные по масштабам „филантропические” проекты. В результате, под нажимом крупных «московских фабрикантов и воздействием петербургского правительства» в 1885 году И.И.Янжул был отстранён от государственной должности фабричного инспектора.

Отношения с другими течениями мировой социалистической мысли

Социалистический реформизм, «конструктивный социализм» и пр.

Марксистская критика государственного социализма

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный социализм" в других словарях:

    - (state socialism) Форма социалистической организации производства и распределения, сочетающейся с государственным контролем над ресурсами. В XIX в. возникли два разных представления о будущем социалистическом обществе. Одно из них, связанное с… … Политология. Словарь.

    Бурж. реформистская концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии Г. с., по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинно социалистич.… … Философская энциклопедия

    - «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ», концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения (Л. Блан (см. БЛАН Луи), К. И. Родбертус Ягецов (см. РОДБЕРТУС ЯГЕЦОВ Карл Иоганн), Ф. Лассаль (см. ЛАССАЛЬ… … Энциклопедический словарь

    Концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения (Л. Блан, К. И. Родбертус Ягецов, Ф. Лассаль, катедер социализм). Левая разновидность военно казарменный социализм. См. Казарменный коммунизм … Большой Энциклопедический словарь

    В капиталистических странах политика вмешательства государства в экономическую жизнь с целью проведения реформ, направленных на уменьшение социального неравенства. По английски: State socialism См. также: Социальная политика Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    См. СОЦИАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - («Государственный социализм»,) буржуазно реформистская и оппортунистическая концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии «Г. с.», по характеристике… … Большая советская энциклопедия

    Бурж. теория, проповедующая возможность постепенной ликвидации социальных противоречий капиталистич. общества посредством проведения социальных реформ и регламентации экономич. отношений бурж. гос вом, рассматриваемым как надклассовая сила.… … Философская энциклопедия

    Концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения (Л. Блан, К. И. Родбертус Ягецов, Ф. Лассаль, катедер социализм). «Левая» разновидность «военно казарменный» социализм … Энциклопедический словарь

    Термин, под к рым известны нек рые бурж. и реформистские теории (гл. обр. в Германии во 2 й пол. 19 в.), сторонники к рых проповедовали возможность постепенной ликвидации социальных противоречий капиталистич. общества путем проведения социальных… … Советская историческая энциклопедия

Госуда́рственный социали́зм (нем. Staatssozialismus ), в истории экономических учений и политологии - классификационная группа, в которую относятся теории перехода к социализму осуществляемого путём частных реформ, активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, огосударствления средств производства и т. п., не предполагая изменения основ реформируемого строя .

Историография связывает начало разработки концепций государственного социализма с именами Л. Блана (Франция), К. Родбертуса и Ф. Лассаля (Германия). В России это направление поддерживали и развивали И. И. Янжул и его ученик, преемник по университетской кафедре И. Х. Озеров . В части так называемого «муниципального социализма» активным разработчиком проблематики в России был М. Д. Загряцков .

Рассматривая идеи государственного социализма, формулировавшиеся учёными в контексте принадлежности всей совокупности трудов каждого из них к тому или иному генеральному направлению социально-экономической мысли, можно различать два варианта.

Экономическая теория может быть взята на вооружение государством в качестве экономической доктрины и впоследствии реализована средствами экономической политики . Одни доктрины явно указывают имена конкретных учёных, теорий, школ (или даже называться этими именами), другие же таких указаний не делают - либо используя соответствующую научную основу как общественное достояние, либо «независимо» приходя к тем же идеям. Так, пример реализации идей «государственного социализма» на Яве, Ф.Энгельс характеризует как систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством .

Крупнейший в XIX веке прецедент формирования доктрины «государственного социализма» и проведения соответствующей экономической и социальной политики, при активной поддержке государством соответствующих научных разработок учёных дала Пруссия. Там в 1877-1882 издавался еженедельник «Государственный социалист», университетские кафедры Пруссии сыграли известную роль в развитии катедер-социализма; наконец, сам канцлер Бисмарк является, в силу определения, главным государственным социалистом-практиком той эпохи (см. ниже раздел «Бисмарк и государственный социализм»).

С конца 1980-х гг., в годы перестройки в СССР реформаторы широко пропагандировали т. н. «шведскую экономическую модель» в качестве идельного примера государственного социализма на практике . Однако Швеция в этом плане далеко не единственная. В XX веке многие элементы теорий государственного социализма XIX века были подхвачены учёными всего мира и получили самостоятельную научную основу в лице институционализма, кейнсианства и пр. По этой причине термин «государственный социализм» стал менее активно использоваться в научном обороте, постепенно приобретая скорее историко-экономический характер, и соотносясь, в основном, с эпохой катедер-социализма и государственного социализма Бисмарка.

На протяжении более века в науке устоялось понимание «государственного социализма» как имени конкретных течений мысли, школ и доктрин конца XIX - начала XX века (а в формально-аналитическом плане - и как возможного родового названия группы доктрин типа шведской модели социализма второй половины XX века). Употребление термина «государственный социализм» фактически как синонима «социализму вообще» и, тем более, «экономике стран социализма» с научной точки зрения не вполне корректно. Смешение понятий, относящихся к абсолютно разным социально-экономическим системам, научным основам, инструментам и формам проведения экономической политики вызывает терминологический конфликт и вносит неоднозначность в выверенный категориальный аппарат истории и политологии.

Первое в русской литературе специальное исследование на тему «Бисмарк и государственный социализм» опубликовал в 1890 г. профессор И. И. Янжул - основатель школы государственного социализма в России. Ниже приведены цитаты из статьи другого известного русского экономиста, В. В. Водовозова , помещённой в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона :

«Для Бисмарка социализм не был целой системой нового общественного устройства с иными политическими, общественными и нравственными идеалами, он видел в социализме лишь стремление улучшить материальные условия жизни народившегося четвертого сословия и с этой точки зрения уже давно, почти с первых шагов своей деятельности, относился к нему сочувственно».

«В самый разгар конституционного конфликта в Пруссии, когда либеральная оппозиция находила себе такую энергическую поддержку в народных симпатиях, Бисмарк сходится с апостолом немецкого социализма Лассалем и не задумывается оказать материальную поддержку широким планам великого проповедника государственного социализма».

«Государственная власть поэтому должна взять на себя инициативу всех тех реформ социально-христианского характера, которые сплотят рабочие классы под широким монархическим знаменем. Недаром Бисмарк проводил долгие часы в интимных беседах с Лассалем, недаром так давно уже мысль о государственном социализме занимала его ум. Эту мысль он решается теперь провести в жизнь. Он вносит в парламент один за другим проекты законов, созидавших целый ряд учреждений, обеспечивающих рабочие классы на случай старости, болезни, увечий, несчастных случаев».

«Свои проекты он не относит даже к области государственного социализма, нет - его проекты являются лишь результатом „практического христианства, без фраз…“. Но он не боится обвинения в государственном социализме, так как каждый закон, являющийся на помощь народу, есть социализм и весь успех социально-демократической партии обусловливается тем, что государство не достаточно „социально“».

«В известном смысле под понятие государственного социализма можно подвести деятельность фабианского общества в Англии» .

Во второй трети XIX века теории государственного социализма попадают в поле зрения русских легальных марксистов . В их числе выделяется один из крупнейших русских экономистов того времени М. И. Туган-Барановский . В политико-экономических аспектах его трудов прослеживается влияние главного теоретика государственного социализма, Родбертуса . Так, следуя его методу, Туган делит экономические категории на логические (вечные) - ценность и стоимость, и исторические (преходящие) - прибавочную стоимость и собственно капиталистическое хозяйство.

Оригинальность мышления и творческий подход Туган-Барановского, однако, иногда приводили к запутыванию уже сложившейся системы категорий, переклассифицируемых им по второстепенным признакам. Это относится к его классификации социалистических учений, где в качестве критерия избран способ распределения и форма собственности и, соответственно, различаются

…социализм государственный, синдикальный, коммунальный и анархический и, соответственно, коммунизм государственный, коммунальный и анархический. Считал государственный социализм (учения Мора, Сен-Симона, Маркса, Беллами) наиболее продуманным и экономически возможным.

Здесь в один ряд учений «государственного социализма» вписаны и малоконкретизированные социалистические утопии Мора и Сен-Симона , и фундаментальная теория Маркса, и литературный опус Беллами , но игнорируется современная Туган-Барановскому доктрина «государственного социализма» в Германии.

К идеям государственного социализма Иван Иванович Янжул подошёл в силу нескольких предпосылок, проистекающих из общности его взглядов и позиции немецкой исторической школы. И России, и Германии на мировых рынках противостояла Британская империя, под чьи империалистические интересы английские учёные подводили научную основу в виде фритредерства . Поэтому, как и его немецкие коллеги, И. И. Янжул выступает с критикой английского фритредерства. За этой доктриной, требующей от других стран открыть собственные рынки для Англии под лозунгом «невмешательства в свободную экономическую жизнь», он видит субъективный меркантильный интерес могучей колониальной сверхдержавы, а также источник более высокого, чем в других странах, жизненного уровня всего её народонаселения. На это Янжул указывает в своей докторской диссертации «Английская свободная торговля», защищённой в 1876 году:

«Несмотря на такое видимое и сильное влияние этой системы воззрений на народную жизнь Англии, несмотря на то, что все реформы в её духе привели за собой колоссальное развитие богатства и политического могущества страны, - несмотря на это, начало свободной конкуренции до сих пор является вопросом весьма спорным как в теории, так и на практике».

К критике английских фритредеров Янжул возвращался неоднократно. В этой же связи он критикует и сочинение профессора Кембриджского университета Генри Фоссетта «О свободной торговле и покровительственной системе», усматривавшего в протекционизме вред и опасность для Англии. При этом английский профессор рассматривал влияние внешней политики Англии на весь «индустриальный класс» страны, включавший в его определении и буржуазию, и рабочих , то есть показывает, что и последние тоже в выигрыше от империалистической экспансии. Эти мотивы Янжул использовал и в своей работе «Влияние покровительственного тарифа на благосостояние рабочих классов» , разворачивая тему уже в сторону интересов русских рабочих. С докладом на эту же тему Янжул выступил в 1877 году в московском отделении Русского технического общества . Опираясь на данные по Англии, Америке и Австралии, он показал, что, будучи введён в России, покровительственный тариф будет способствовать повышению заработной платы, а также сохранит возможность предоставления постоянной работы на русских фабриках и заводах .

Не менее важной точкой пересечения предмета исследования русских и немецких государственных социалистов была проблематика борьбы с наиболее вопиющими проявлениями капиталистической эксплуатации, разработка и принятие мер по улучшению положения рабочего класса. В этой связи следует назвать работу И. И. Янжула «Детский и женский фабричный труд в Англии и России», опубликованную в 1880 году в журнале «Отечественные записки » .

И. И. Янжул настаивал на активном вмешательстве государства в фабрично-заводскую жизнь . От требований ограничения женского и детского труда он переходил к задачам установления правительственного надзора за безопасностью труда на фабриках и заводах, к наблюдению за паровыми машинами и котлами и т. п. Янжул также всячески поддерживал установление полной ответственности капиталистов за несчастные случаи с рабочими на их предприятиях , критикуя частные, ограниченные по масштабам «филантропические» проекты. В результате, под нажимом крупных «московских фабрикантов и воздействием петербургского правительства» в 1885 году И. И. Янжул был отстранён от государственной должности фабричного инспектора.

«Государственный социализм», буржуазно-реформистская и оппортунистическая концепция , в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии «Г. с.», по характеристике . Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистического смысла (см. . Маркс и Ф. Энгельс , Соч., 2 изд., т. 35, . 140); оно возникло как результат буржуазной фальсификации, называвшей «социализмом» любые попытки государства ограничить свободную конкуренцию, , с другой стороны, как плод мелкобуржуазных иллюзий утопических социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством на Яве (см. там же , т. 36, с. 78-79, 96-97). В истории социальной мысли концепция «Г. с.» выдвигались . Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат , а буржуазное государство . Взгляды, согласно которым всякое огосударствление средств производства, усиление экономической роли буржуазного государства уже есть отрицание капитализма, его «социалистическая трансформация», были затем систематизированы апологетами прусского буржуазно-юнкерского государства в катедер-социализме. В период действия исключительного закона против социалистов в Германии в конце 19 . «Г. с.» был единственной формой «социализма», дозволенной прусским правительством и даже поощрявшейся им. В 1877-1882 издавался еженедельник «Государственный социалист». «Г.с.» прусского правительства явился «...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих» (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли буржуазно-реформистскую сущность идей «Г. с.», охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «...одну из детских болезней пролетарского социализма...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепций «Г. с.» в империалистическую эпоху как орудия апологетики монополистического и государственно-монополистического капитализма (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 68). Понятие «Г. с.» используется теоретиками «демократического социализма» для подкрашивания «социалистической» фразеологией государственно-монополистического регулирования современного капиталистического производства. «Левой» разновидностью «Г. с.» выступает «военно-казарменный» социализм , в основе которого лежит мелкобуржуазная иллюзия, будто единственный источник социалистической организации труда - власть , исполнение команд «сверху». Противники научного социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем «Г. с.», предполагающего бюрократическую организацию производства по полувоенному образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила государственной власти. Подобные попытки лишены всякого основания . В. И. Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм ; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистического общества показал, что социализм предполагает демократическую организацию государства, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией. Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там же, с. 176-84: его же,

"ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

бурж. теория, проповедующая возможность постепенной ликвидации социальных противоречий капиталистич. общества посредством проведения "социальных реформ" и регламентации экономич. отношений бурж. гос-вом, рассматриваемым как надклассовая сила. Первоначально, в 40-х гг. 19 в., идеи "Г. с." выражали иллюзорные стремления пролетаризующейся мелкой буржуазии улучшить свое положение при сохранении частной собственности на средства произ-ва. Типичным представителем мелкобурж. "Г. с." был Луи Блан, призывавший к созданию рабочих ассоциаций и обществ. мастерских с целью постепенного вытеснения ими частных предпринимателей. Для успешной конкуренции с частным капиталом он предлагал субсидирование этих ассоциаций со стороны гос-ва, основанного на коалиции рабочих с либеральной буржуазией. Практич. попытка "организации труда" на этих началах потерпела неизбежный крах в деятельности т.н. "Люксембургской комиссии", созданной в период революции 1848–49 во Франции.

С распространением марксизма в рабочем движении и возникновением самостоят. пролет, партий теория "Г. с." претерпевает изменения. Предпринимаются попытки сочетать марксизм с идеями "Г. с.", с одной стороны, а с другой – появляется открыто бурж. форма "Г. с.", выражающаяся в прямой апологетике бурж. гос-ва, прикрываемой требованием нек-рых реформ.

В Германии непоследовательность нем. буржуазии, традиционное обожествление гос-ва в нем. идеалистич. философии породили ту особую форму "Г. с", к-рую Энгельс назвал "прусским государственным социализмом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 179). Одним из первых идеологов такого "Г. с." был Родбертус-Ягецов, к-рый утверждал, что социализм должен наступить лет через 500 в результате все большего участия рабочих в нац. доходе и по мере роста производительности труда. Наступление социализма не повлечет сокращения доходов собственников. Гл. регулятором в экономич. борьбе классов должна была выступить т.н. "социальная монархия" – надклассовое монархич. гос-во. Сторонниками этой формы "Г. с." были также представители историч. школы в политич. экономии и катедер-социалисты (Вагнер, Зомбарт, Шмоллер, Брентано, Штейн и др.), к-рые выступали так прямые апологеты бурж.-юнкерского гос-ва, выдавая за социализм превращение в гос. собственность отд. отраслей капиталистич. экономики. В 1872 в Германии был основан "Союз социальной политики". В его задачу входила разработка принципов "социальной политики" бурж. гос-ва, направленной на умиротворение классовых антагонизмов (поддержка мелкого ремесла, возрождение ср.-век. цехов, полицейская регламентация труда, национализация отд. отраслей пром-сти).

Идеи "Г. с." явились составной частью лассальянства. Исходя из понимания гос-ва как некоей самостоят. сущности, обладающей своими собств. "духовными, нравственными, свободными основами", Лассаль на место марксистского требования революц. разрушения бурж. гос. машины выдвинул задачу превращения прусского гос-ва в "свободное народное государство". Этого превращения он предполагал достичь путем завоевания и использования всеобщего избират. права и считал возможным проведение социалистич. мероприятий с помощью организации производит. ассоциаций под покровительством прусского пр-ва. Маркс и Энгельс подвергли критике лассальянскую программу, указав на ее бурж. характер. "Вместо процесса революционного преобразования общества, – писал Маркс, – "социалистическая организация совокупного труда" "возникает" из "государственной помощи", оказываемой производительным товариществам, которые "вызываются к жизни" г о с у д а р с т в о м, а не рабочими. Это вполне достойно фантазии Лассаля, будто с помощью государственных субсидий можно так же легко построить новое общество, как новую железную дорогу!" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 21).

В эпоxy империализма проповедниками "Г. с." становится значительная часть бурж. социологов и экономистов. Сращивание гос. аппарата с крупнейшими монополистич. объединениями наряду с расширением гос.-капиталистич. форм ведения х-ва, в связи с переводом пром-сти ряда стран на военные рельсы, изображается как начало новой эры классового мира и сотрудничества, а империалистич. гос-во рассматривается как некий арбитр в отношениях между трудом и капиталом. Даже рус. самодержавие попыталось использовать "Г. с." в демагогич. целях, что нашло свое выражение в зубатовщине. После победы Октябрьской революции "Г. с." в той или иной степени берется на вооружение правосоциалистич. лидерами Австрии (О. Бауэр, Реннер), Германии (Шейдеман и др.), Франции (Блюм), Англии и др. стран. Проповедь "Г. с." сочеталась у них с превознесением бурж. демократии и клеветой на диктатуру пролетариата и социалистич. строительство в СССР. Реакц. сущность "Г. с." особенно рельефно проявилась в использовании этой теории фашизмом в целях социальной демагогии.

В наст. время, когда идеология и политика империалистич. буржуазии характеризуется прежде всего борьбой против социалистич. стран, пропаганда идей "Г. с." наряду с теориями "народного капитализма", "демократизма" и др. приобрела в бурж. печати широкий размах и используется в различных сочетаниях и оттенках всеми бурж. идеологами начиная с откровенных апологетов империализма и кончая правыми социалистами и ревизионистами. Совр. империалистич. гос-во рассматривается ими как "государство всеобщего благосостояния", а бурж. демократия "как наиболее целесообразное и наиболее справедливое устройство государства и общества, в рамках которого наиболее безболезненно могут преодолеваться политические и экономические противоречия" (Проект программы Австрийской социал- демократич. партии, "Arbeiter Zeitung", 1957, 23 ноября). Для полного осуществления социализма, по мнению этих "социалистов", достаточно перенести "демократию из области политики и права на экономику и жизнь" (там же). Подобные взгляды пропагандируют Дж. Коул в Англии, Ф. Штернберг в Германии, Н. Томас в США, и др. "Если внимательно просмотреть программные документы современных правых социал-демократов, нетрудно обнаружить, что они, рисуя свой "социализм", по сути дела лишь копируют контуры существующего государственно-монополистического капитализма" ("Основы марксизма-ленинизма" 1959, с. 291).

Совр. ревизионисты также выступают в поддержку теории "Г. с.". Они утверждают, что совр. гос-во из органа господства класса капиталистов превращается в орган примирения классовых противоположностей (Биттелмен, США) и имеет своей задачей "ослабить вредные социальные последствия (безработица, пауперизм) и тяжелые нарушения равновесия" (A. Giolitti, Riforme e rivoluzione, Torino, 1957, p. 21). Рост гос.-монополистич. тенденций в капиталистич. мире ревизионисты расценивают как "внедрение социализма", "трансформацию", "мутацию" капиталистич. гос-ва в социалистическое.

В. И. Ленин показал, что в условиях империализма сращивание монополий с гос. аппаратом и попытки планирования экономики не ослабляют, а усиливают эксплуатацию рабочего класса. При империализме продолжают действовать гл. закономерности капитализма, в т.ч. и закон относит. и абс. обнищания рабочего класса. Совр. бурж. гос-во выражает интересы монополистич. капитала. И никакие реформы не в состоянии превратить существующий государственно-монополистич. капитализм в какую-либо прогрессивную систему, а тем более в социализм. Поэтому переход к социализму возможен только на путях социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата в той или иной форме.

В противоположность правым с.-д. и ревизионистам, спутывающим гос.-монополистич. капитализм с немонополистич. гос. капитализмом, марксисты считают, что между ними есть существ. различие. В то время как первый представляет собой сугубо антинародную и реакц. систему, второй может иметь либо реакц., либо прогрессивный характер, в зависимости от того, какие обществ. силы за ним стоят. Гос. капитализм играет прогресс. роль в нек-рых слаборазвитых странах, освободившихся от ига колониализма. Даже в империалистич. странах, где гос. собственность в основном включена в систему гос.-монополистич. капитализма, возвращение национализир. предприятий капиталистам было бы шагом назад. Коммунистич. партии во многих странах гос.-монополистич. капитализма поддерживают требование последовательной национализации крупной пром-сти с тем, чтобы эта национализация была направлена против господства монополий и в этом смысле приобрела бы прогрессивный характер. Коммунисты требуют осуществления национализации в такой форме, чтобы она действительно ограничивала всевластие капиталистич. монополистов и облегчила положение трудящихся. Трудящиеся вовсе не за устранение всякого вмешательства гос-ва в экономику, но они за такое вмешательство гос-ва, к-рое ограничивало бы произвол и безраздельное хищничество монополий.

Огромную роль в разоблачении идей "Г. с." и нацеливании трудящихся на решительную борьбу против империалистич. монополий сыграли Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1957) и XXI съезд КПСС, обобщившие историч. опыт перехода от капитализма к социализму и вскрывшие закономерности перехода от социализма к высшей фазе коммунизма.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1951; его же, Капитал, т. 1, М., 1955 (см. Послесловие ко второму изданию); его же, Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, [Письмо] Л. Кугельману (23 февраля 1865 г.), в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 19, с. 263–68; т. 22, с. 173–290; т. 24, с. 15–18; т. 25, с. 353–462; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Против современного ревизионизма, Сб. статей, опубл. в газетах и журналах коммунистических и рабочих партий, М., 1958; Блан Л., Организация труда, [Л.], 1926; Родбертус, К познанию нашего государственно-хозяйственного строя, Л., 1935; Зомбарт В., Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Вагнер Α., Социальный вопрос, СПБ, 1906. См. также лит. к ст. Демократический социализм.

Б. Пышков. Москва.



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные