Земледелие и скотоводство: появление, разделение

Технический переворот, происходивший в период мезолита и в начале неолита, создал необходимые экономические предпосылки для перехода от первой фазы первобытнообщинного способа производства, когда безраздельно господствовали уравнительные отношения, заключающиеся в том, что весь добытый продукт и все орудия труда являлись собственностью коллектива, - ко второй фазе. Широкое использование составных вкладышевых и шлифованных крупнокаменных орудий привело к значительному росту производительности труда и вызвало противоречие между достигнутым уровнем производительных сил и уравнительным способом распределения. Это противоречие было разрешено в результате так называемой «неолитической революции». Это была производственная революция. Сущность ее составляет переход от присваивающей экономики к производящей, от охоты к земледелию и скотоводству. Во второй фазе развития первобытнообщинного способа производства господствующим становится трудовой способ распределения, при котором орудия труда распределяются индивидуально, а часть добываемого человеком продукта переходит в его более или менее полную собственность .

Термин «неолитическая революция» введен английским исследователем Г. Чайльдом в 30-х годах XX в. для характеристики процесса перехода от присваивающей экономики к производящей. Теперь этот термин употребляется многими историками. Акад. Б. А. Рыбаков в 1968 г. говорил об огромных изменениях в развитии человеческого общества, вызванных неолитической революцией . Наиболее обстоятельно история неолитической революции изложена в работах В. М. Массона, в частности в книге «Поселение Джейтун (проблема становления производящей экономики)». Но есть и противники использования термина «неолитическая революция». Они исходят из того, что в отдельных районах этот процесс занял несколько тысячелетий и поэтому, по их мнению, нельзя говорить о революции, а лишь об эволюции .


Каменный топор периода неолита

Большое значение освоению земледелия и скотоводства придавал Ф. Энгельс. Введение скотоводства и земледелия он связывает с периодом варварства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс ггисал: «...дикость - период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 33 ).

Существуют различные точки зрения по поводу происхождения земледелия и скотоводства. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие ученые утверждают, что скотоводство возникло лишь тогда, когда развившееся земледелие создало предпосылки (запас корма) для разведения животных. Последние данные археологии свидетельствуют о том, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством .


Рыхление земли палкой-копалкой а - реконструкция; б - каменный утяжелитель к палке

Выше мы показали, что технические условия, позволявшие перейти от присваивающей формы хозяйства к производящей, возникли почти повсеместно, но осуществился этот переход из-за неравномерности исторического развития неодновременно. Еще в 30-х годах XX в. выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов выделил семь самостоятельных очагов происхождения культурных растений и в то же время семь вероятных очагов самостоятельного возникновения земледельческой культуры . В первый очаг входят территории нынешней Турции, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Пакистана; во второй - Индостана, Индокитая; в третий - восточного и горного Китая; в четвертый - территории стран Средиземноморья; в пятый - горной и восточной Африки (главным образом Эфиопии). Выводы, сделанные Н. И. Вавиловым на основании палеоботанических данных, во многом подтвердились последующими археологическими открытиями.

На протяжении X-VIII тыс. до н. э. среди охотничьих племен, обитавших в Западной Азии, раньше всего начали создаваться предпосылки для перехода к земледелию и скотоводству. Селившись в основном в горных районах, эти племена занимались охотой за газелями, безоаровым козлом и т. д. Сначала собирательство и одомашнивание животных еще не играет большой роли в хозяйстве этих племен. Постепенно сбор дикорастущих злаковых растений начинает занимать, если не ведущее, то значительное место в хозяйстве первобытных племен. Одновременно со сбором злаковых растений происходил и процесс одомашнивания животных. Первым домашним животным (исключая собаку), согласно последним данным, были козы. Почти одновременно одомашнивались овцы.

Сбор дикорастущих злаков и начало одомашнивания животных привели к переходу охотничьих племен от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлому, к занятию земледелием. Наиболее ранние памятники - поселения первых земледельцев - открыты в тех районах, где складывались необходимые предпосылки для этого перехода. Археологи прослеживают определенную преемственность этих памятников с памятниками периода мезолита. Земледельческие оседлые поселения появляются на Ближнем Востоке в VIII-VII тыс. до н. э. в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и несколько позднее - свиней.


Каменные мотыги периода неолита

Расселение земледельческих племен в засушливые районы Месопотамии привело там к возникновению поливного земледелия, которое давало явные преимущества по сравнению с земледелием в горных районах. Хронологически это относится к VI тыс. до н. э. Земледельческие поселения были распространены в междуречье Тигра и Евфрата до Багдада. Вследствие продвижения земледельческих племен далее на юг в последующее время там сложилась одна из древнейших цивилизаций - шумерская. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, сказать трудно. Однако известно, что в V тыс. до н. э. в дельте Нила в Верхнем Египте существовала сложившаяся земледельческая культура.

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения VI тыс. до н. э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в V тыс. до н. э. на Балканы. С V по III тыс. до н. э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. Возможно, самостоятельно развилась земледельческо-скотоводческая культура Китая (Яншао). Датируется она поздним временем: III тыс. до н. э., но начальный период восходит к V-IV тыс. до н. э.

Развитие советской археологии привело к интересным открытиям: на юго-заладе Средней Азии в предгорьях Копет-Дага в Туркмении найдены поселения ранних земледельцев, по своему характеру напоминающие раннеземледельческие поселения Ближнего Востока. Оседло-земледельческая культура в Туркмении, датирующаяся VI-V тыс. до н. э., получила название джейтунской . В Северных районах Средней Азии, отделенных от южных земледельческих поселений Туркмении пустыней, а также на территории современного Казахстана признаки сложения производящих форм хозяйства появляются в IV тыс. до н. э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шулавери) датируются V-IV тыс. до н. э. К северу от Кавказского хребта обитали преимущественно скотоводческие племена (III тыс. до н. э.). Скотоводческие племена известны в Северном Причерноморье в VII-VI тыс. до н. э., в Молдавии в VI тыс. до н. э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются IV-III тыс. до н. э. Племена, жившие в северовосточных районах европейской территории СССР, вели охотничий образ жизни. Вместе с тем им были уже известны полированные орудия труда, глиняная посуда, которые можно отнести к эпохе неолита. Вместе с тем на этой территории не были найдены микролиты, которые являлись составной частью вкладышевых орудий.

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

  • Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей
  • Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
  • Листы самоконтроля
  • Атлас История древнего мира
  • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Учитель: З дравствуйте ребята. Садитесь. Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Чем занимались первобытные люди? Учащиеся: Занимались охотой, собирательством и рыболовством.

Учитель: Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?

Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

Технологическая карта к уроку «Возникновение земледелия и скотоводства»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север. Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Развитие человечества – постоянное движение вперёд. Расставьте данные изображения в том порядке,
в каком шло развитие облика человека,
и объясните свои действия.

Давайте ребята попробуем объяснить термин эволюция с точки зрения биологии.

Эволюция - это процесс исторического развития живых организмов, начиная с самых маленьких состоящих из одной клетки (бактерии) и заканчивая человеком Вы же знаете что такое клетка, смотрели под микроскоп и какого размера они были

Эволюция человека - это процесс его развития.

Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии?

Слайд № 2

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

Рассматривают слайд №1

Получилось слово «эволюция» - так менялся облик человека. (аргументированные ответы)

Нет. На уроках технологии мы изучаем орудия труда современного плотника, столяра, многие инструменты стали более усовершенствованные, легкие и удобные. С ними можно сделать работу очень быстро(кл.уголок)

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Объясняют смысл понятий движения вперёд, «скотоводство» и «земледелие»

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Определять понятия.

Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 3

А почему человек перешел к производящему хозяйству? – вот и проблемный вопрос.

Записываю тему урока.

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в передней Азии (земли Турции, Ирана, Ирака и Палестины.

(работа с картой)

Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии .

Фиксирует на доске:

10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

По линии жизни покажите как давно это было?(у доски работают)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

А почему на смену этим занятиям пришли земледелие и скотоводство?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Почему человек перешел к производящему хозяйству?

– 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

В тетрадях чертят.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; определяют границы собственного знания и незнания

Понимают, что скотоводство и земледелие – результат эволюции человека, приведшей к оседлому образу жизни.

Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии.

Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд № 4 План: 1.Возникновение скотоводства. 2.Возникновение земледелия. 3.Возникновение соседской общины.

Слайды № 5-9

Экран закрывается

Фиксируют в тетради

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности

Описывают условия и образ жизни земледельцев и скотоводов.

Регулятивные: Выдвигать версии.

Оценивать степень и способы достижения цели.

Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству .

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Открывается презентация

Слайды № 5-8

Фиксирует на доске:

От охоты - к скотоводству. Всегда есть запасы еды.

– Теперь послушаем девочек.

Слайды № 9-20

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани .

3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Мальчики:

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.

Причина.

– Догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, их можно выращивать рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Объясняют значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Познавательные:

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Устанавливать причинно-следственные связи

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям.

Делать выводы.

Строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: Планировать деятельность в учебной ситуации . Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели.

Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение

Слайды №21

Назовите максимальное количество новых занятий, появившихся у древних земледельцев?

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайд № 22

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин . Слайды №23-24

Фиксирует на доске:

Родовые общины, племя

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Фиксируют в тетради

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие опыта участия в совместном поиске информации.

Оценивают последствия перехода к земледелию и скотоводству

Коммуникативные: Организовывать работу в паре.

Познавательные: умение выделять главное из текста . Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: формирование умений применять новые знания при решении задачи,
вызвавшей затруднение

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайды №28-29

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. – Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. На смену родовой общины приходит соседская община

Проявляют уважение к другим народам, принимают ценности других народов

Имеют представление о процессе перехода к оседлому образу жизни.

Познавательные: анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают

Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Делают выводы.

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр. 7 определите, где зародилось земледелие.

Понимание важности учёбы и познания нового.

Показывают на карте территории расселения народов на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Регулятивные: Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

Познавательные: определять понятия, классифицировать.

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель: включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Применяем новые знания:

Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Вывод: На возникновение земледелия и скотоводства повлияло улучшение орудия труда. (перечисляют орудия труда)

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

Аргументированно оценивают нравственные ценности.

Называют общие черты и черты различия родовой общины и племени.

Регулятивные: определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение действия и результата с готовым образцом.

Строият логически обоснованные рассуждения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.

Слайд №26

Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Выполняют задания в тетради

Например, Земледелие. Необходимое, тяжёлое. Пахать, возделывать, питаться. Источник питания. Отрасль хозяйства.

Скотоводство. Трудное, производящее. Разводить, убирать, питаться. Разведение животных.

Записывают домашнее задание

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Объясняют смысл исторических понятий урока, устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека.

Регулятивные: соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

Познавательные: применять полученные знания при решении синквейна.

Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Останки древнейшего человека были найдены

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

6. Занятие первобытных людей:

Всемирная история. Том 1. Каменный век Бадак Александр Николаевич

Возникновение земледелия и скотоводства

У племен, которые еще в каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству, жизнь сложилась совершенно иначе. Новые формы хозяйства вскоре в корне изменили условия существования этих племен и далеко продвинули их вперед по сравнению с охотниками, собирателями и рыболовами.

Конечно, эти племена испытывали жестокие последствия капризов природы. И неудивительно, ведь они все еще не знали металла, по-прежнему были ограничены в своей технике мезолитическими и неолитическими приемами обработки камня и кости. Зачастую они даже не умели выделывать глиняные горшки.

Но принципиально важное значение для их жизни имело то обстоятельство, что они уже могли смотреть вперед, думать о будущем и заранее обеспечивать себе источники существования, сами производить для себя пищу.

Несомненно, это было важнейшим шагом первобытного человека по пути от бессилия в борьбе с природой к власти над ее силами. Это явилось толчком к множеству других прогрессивных изменений, вызвало глубокие перемены в образе жизни человека, в его мировоззрении и психике, в развитии общественных отношений.

Труд первых земледельцев был очень тяжелым. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на те грубые орудия, которые обнаружены в древнейших земледельческих поселениях. Они убедительно говорят о том, сколько физических усилий, сколько изнурительного труда требовалось для того, чтобы вскопать землю простыми деревянными палками или тяжелыми мотыгами, чтобы срезать жесткие стебли злаков - колос за колосом, пучок за пучком - серпами и кремневыми лезвиями, чтобы, наконец, растереть зерна на каменной плите - зернотерке.

Однако этот труд был необходим, он возмещался его результатами. Тем более, что область трудовой деятельности со временем расширилась, а самый характер ее качественно изменился.

Особо необходимо отметить, что громадным достижением человечества в период первобытно-общинного строя было освоение почти всех известных в настоящее время земледельческих культур и одомашнение важнейших видов животных.

Как уже упоминалось выше, первым животным, которого человеку удалось приручить, была собака. Одомашнение ее, скорее всего, произошло в период верхнего палеолита и было связано с развитием охотничьего хозяйства.

Когда же начало развиваться земледельческое хозяйство, человек приручил овцу, козу, свинью, корову. Позже человек одомашнил лошадь и верблюда.

К сожалению, древнейшие следы разведения домашнего скота можно установить только с большим трудом да и то очень условно.

Важнейшим источником для исследования вопроса являются костные останки, но должно было пройти очень много времени для того, чтобы в результате изменения условий существования сколько-нибудь заметно изменилось строение костяка одомашненных животных в отличие от диких.

И тем не менее, можно считать доказанным, что коровы, овцы, козы, свинья разводились в неолитическом Египте (VI–V тысячелетия до н. э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (V–IV тысячелетия до н. э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н. э.) Уже намного позже был приручен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама (гуанако) в Центральной Америке, где кроме этого животного и собаки, которая появилась здесь вместе со всеми переселенцами из Азии, не было других животных, пригодных для одомашнения.

Наряду с одомашненными животными определенную роль в хозяйстве и жизни продолжали и в дальнейшем играть прирученные животные - например, слоны.

Как правило, первые земледельцы Азии, Европы, Африки вначале использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных. Спустя некоторое время начали использовать и молоко.

Еще через некоторое время животных стали использовать в качестве вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии.

Таким образом, развитие скотоводства в свою очередь содействовало прогрессу в земледелии.

Однако и это не все. Необходимо отметить, что введение земледелия и скотоводства способствовало росту населения. Ведь сейчас человек мог расширять источники существования, все более эффективно используя освоенные земли и осваивая все новые и новые ее пространства.

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 1: Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода Истории Древнего Мира и проблема путей развития. Предпосылки образования первого классового общества.Род «Человек» (Ноmo) выделился из царства животных свыше двух миллионов лет назад;

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Значение скотоводства Так или иначе, пастухи продолжали трудиться на горных лугах. В августе их начинало беспокоить и появление первых проплешин на пастбищах. Для беременных самок и нездоровых самцов надо было искать более свежие и зеленые места, потому что отныне

Из книги Древние боги - кто они автора Скляров Андрей Юрьевич

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Упадок земледелия Насильственное восстановление отживших сеньориальных порядков приводит к полному упадку –сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает собственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне не в состоянии покупать хлеб.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Появление оседлого земледелия По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения этого обширного района в область почти сплошных пустынь население должно было скапливаться в оазисах и постепенно спускаться в долины рек. Кочевые охотничьи племена

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение земледелия в южном Прикаспии В других местах земного шара также обнаруживаются зачатки новой культуры, выраставшей из мезолита. Подобные процессы происходили в Иране и в Средней Азии.На протяжении многих столетий в пещере Гари Камарбанд (район Бехшехра,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Развитие земледелия Шумерские племена, поселившиеся в Двуречье, уже в глубокой древности в различных местах долины могли заниматься осушением болотистой почвы и использовать воды Евфрата, а вскоре и нижнего Тигра, создавая этим самым основу ирригационного земледелия.

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1. Возникновение земледелия По-видимому, возникновение очага цивилизации в долине Нила было в значительной степени обусловлено тем, что именно там впервые возникло и стало развиваться ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Заметим, что наша цивилизация – ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ. Все культурные народы

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла Зарождение земледелияЛюди подметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из

Из книги Человек в Африке автора Тернбул Колин М.

Зарождение лесного земледелия В густых экваториальных лесах, простирающихся вдоль западного побережья и тянущихся по экватору почти через половину континента, все еще сохраняются старые традиции. Народы, живущие за пределами леса, относятся к его обитателям с

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 2. Расширение площади пашенного земледелия. «Старые» села и деревни - устойчивые очаги земледелия Я не ставлю своей задачей дать всестороннюю характеристику сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. Это достаточно детально сделано А. Д. Горским. Он

Из книги Творцы и памятники автора Яров Ромэн Ефремович

В министерстве земледелия Огромные окна, огромный кабинет, огромный стол с львиными лапами вместо ножек и витыми - в виде змей - колонками по углам. Окна задернуты шелковыми кремовыми портьерами. В кабинете министра земледелия и государственных имуществ тихо. Ни звука

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

III. Район торгового скотоводства. Общие данные о развитии молочного хозяйства Мы переходим теперь к другому важнейшему району земледельческого капитализма в России, именно к области, в которой преобладающее значение имеют не зерновые продукты, а продукты скотоводства.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 7. Сентябрь 1902 - сентябрь 1903 автора Ленин Владимир Ильич

О господстве капиталистического земледелия Рента Население капиталистической страны разделяется на 3 класса: 1) наемные рабочие, 2) землевладельцы и 3) капиталисты. При изучении системы приходится игнорировать местные особенности, где такого определившегося разделения

Из книги Полное собрание сочинений. Том 27. Август 1915 - июнь 1916 автора Ленин Владимир Ильич

5. Капиталистический характер земледелия Обыкновенно о капитализме в земледелии судят на основании данных о величине ферм или о числе и значении крупных – по площади земли – ферм. Мы частью рассмотрели, частью рассмотрим еще данные этого рода, но должны заметить, что

Литература: Шнирельман Виктор Александрович. «Происхождение производящего хозяйства». М., 1989; Семенов Сергей Аристархович. «Происхождение земледелия». Ленинград, 1974; Сборник статей «Ранние Земледельцы». Ленинград, 1980. Токарев Сергей Александрович. «Ранние формы религии». Москва, 1990.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС . В конце мезолита присваивающее хозяйство сменяется производящим. Интересно, что проблема этого перехода интересовала людей давно, и в Древней Греции появляются первые труды по этой проблеме. Тогда видели три стадии:

1)Охотники, собиратели

2)Кочевники-скотоводы,

3)Земледельцы.

Такая теория существовала долго, ее придерживались в 18 веке (Адам Смит, Ж.-Ж. Руссо). В конце XIX века немецкий географ и этнограф Эдуард Хан доказал, что земледелие древнее, чем скотоводство, а одомашнивание животных – кроме собаки – могло происходить лишь в условиях долгой оседлости и постоянных запасов пищи. Сейчас считается, что земледелие и скотоводство возникают одновременно, может быть, земледелие чуть раньше. Причем и земледелие, и скотоводство возникают одновременно в нескольких центрах Земли. Эта полицентрическая теория была выдвинута и разработана российским исследователем Вавиловым в 1920-е годы. Вавилов определял 3 крупнейших и несколько вторичных центров.

Какие основные центры ? Что в них было окультурено?

1)Североафриканский - Ближний Восток - Передняя Азия – полумесяц плодородных земель. 10-е тыс. до н.э. – начали выращивать пшеницу, ячмень, некоторые виды бобовых, горох, чечевицу, финики и фисташки. 8-е тыс. до н.э. – одомашнен мелкий рогатый скот и кошка. 7-е тыс. до н.э. – одомашнена свинья и тур, крупный рогатый скот. 6-е тыс. до н.э. – осёл, 5-4-е тыс. – верблюд.

2)Юго-Восточно-Азиатский. 10-е тыс. до н.э. – выращивают ямс и таро. 7-е тыс. – выращивают рис, просо, была одомашнена свинья и куры. 6-е тыс. – выращивают тыкву, огурцы, перец, гречиху, хлопок, бананы. 5-е тыс. до н.э. - одомашнены буйвол, зебу, 4-3-е тыс. – утки и гуси.

3)Американский центр. 10-е тыс. до н.э. выращивают тыкву. 8-е – кукурузу, перец, хлопок, томаты, одомашнены индюки. С 4-ого тыс. выращивают картофель, фасоль, подсолнечник, арахис, какао, тогда же были одомашнены лама и морская свинка.

Вторичные центры:

1)Средиземноморский (Греция, Италия), с 8-ого тыс. капста и виноград, а в пятом тыс. была одомашнена лошадь.

2)Саяно-Алтайский. Здесь во втором тыс. были одомашнены северные олени. Здесь же впервые выращивают просо и коноплю.

3)Центрально-Азиатский, в нем во 2 тыс. был одомашнен як.

Земледелие, видимо, развивалось из высокоразвитого собирательства, у некоторых племен встречаются его зачатки:

Австралийцы например, пропалывают некоторые поля, в Малой Азии сбор плодов предваряется прокалыванием дикорастущих злаков: вырубанием кустарника, подрезанием веток у диких деревьев, в некоторых североамериканских племенах сбор дикого риса сопровождается такими же действиями.

Окультуриванию растений, способствовало удобрение почв : древесная зола, пищевые отходы и т.п. Надо сказать, что круг используемых человеком растений в доземледельческую эпоху был шире, чем в эпоху земледелия. Тут можно назвать те растения, которые мы считаем сорняками, но которые хорошо растут рядом с человеческим жильем: крапива, например.

Появляется мотыжное земледелие. Простейшим орудием примитивного земледелия была та же палка, что использовали при собирательстве. Иногда на нее снизу надевали плоский заостренный камень, или подбирали палку с растущим в сторону сучком, и она напоминала мотыгу. В самом своем примитивном виде мотыжное земледелие было делом женским. Мужчины только очищали участок для посева. Участки были небольшие, обычно активно использовались способы разрыхления почвы вплоть до перебирания почвы руками. Женщина занималась и посевом: делала ямки, клала в них зерна. В разных местах земледелие возникало в разных культурных условиях, отсюда появляются разные виды мотыжного земледелия. Например:

1)Богарное земледелие: посевы производились накануне дождей,

2)Паловое – участки, предназначенные для посева, выжигались.

3)Лиманное – посев во влажную почву вблизи естественных водоемов. Особенностью такого земледелия были смешанные посевы: поле небольшое, но густо засаженное. Это и на почву хорошо влияет и гарантирует постоянный урожай. Но такие огороды не обеспечивали полностью всех потребностей. Возникает система более крупных полей, где выращиваются отдельные с/х культуры.

4)Подсечно-огневое земледелие. Необходимо вырубить лес участками: вначале вырубают мелкий лес, потом подрезают мелкие деревья, подом все выжигают, потом выравнивают землю и разрыхляют её. Затем идет сбор урожая, возникает проблема, как его сохранить. В некоторых районах земледелие появляется раньше, чем посуда. Необходимость сохранения будущего урожая привела к приручению и одомашниванию кошки, она стала наиболее эффективным охотником. Недаром в Южную Европу земледелие было завезено вместе с домашними кошками.

И тут мы переходим к доместикации – одомашниванию животных . Если говорить о последовательности одомашнивания, то сначала собака, потом кошка, потом свинья и мелкий рогатый скот, потом крупный рогатый скот, потом лошади, ослы, верблюды, яки, и, якобы, северные олени были приручены давно, хотя тут, наверное, речь идёт о симбиозе.

Надо различать прирученных и одомашненных животных . Прирученные животные существуют и в диком, и в домашнем состоянии. А домашние животные – это те, которые будучи прирученными в неволе, дали новые виды, и, окажись они теперь в природе, они вряд ли смогли бы выжить. Домашние животные играют роль в хозяйстве, дают потомство, для первобытных племен была необходима практическая функция , декоративные породы появляются позднее. Одно из таких исключений – это слоны, которые играют декоративную роль в Индии. Непременным условием доместикации является массовость процесса. Можно выводить новые виды по критериям, нужным человеку. Опираясь на этнографические данные, можно выделить два способа доместикации, существовавшие в первобытные времена:

1)Импринтинг – приручение детенышей, когда человек забирает детеныша козы и воспитывает его.

2)Насильственное приручение . Имеет дело с массовым материалом, метод заключался в том, что стадных и диких животных загоняют за изгородь, закрывают входы и выходы и оставляют на какое-то время без воды и пищи, пока они не станут смирными. Их потомство оказывается гораздо более ручным, чем при импринтинге.

В раннеземледельческих обществах приручение было потребностью: меняется баланс питания, нужно было больше белков, а белки - в мясе. Для раннего скотоводства было характерно содержание небольшого количества животных, первоначально, видимо, на вольном выпасе, позднее появляются загоны для скота, пастухи. Козы и овцы часто ночевали в жилых домах, для них отгораживали специальные отсеки, конечно, минусы есть, но и волк не скушает, и тепло, если речь идет о северных районах. Животных начинают использовать в сельском хозяйстве:

Для взрыхления полей и втаптывания зерен в землю.

В Месопотамии и в Египте скот использовали в молотьбе.

Позднее появляется транспортное использование,

Молочное использование: с 3 тысячелетия известны разные породы домашних животных.

Распространение земледелия и скотоводства было шагом на пути освобождения человека от зависимости от природы, но были и минусы.

1.Лучшее обеспечение питанием создавало базу для прироста населения. На земле, которая прокармливала 3 охотников, могло существовать до 1 000 скотоводов.

2.Смертность от голода (особенно детская) падала. За счет появления искусственного питания улучшался уход за детьми. В некоторых районах плотность населения доходила до 100 человек на кв. км.

3. Постоянное общение с животными способствовало ухудшению санитарных условий. Животные являются переносчиками многих болезней (сибирская язва).

4.Иногда вырубка лесов приводила к негативным последствиям, распространялись болота, засоленность почв, появлялись овраги.

5. Если говорить об изменениях человека, ухудшаются зрение и слух. Кости истончаются, становятся хрупкими.

Но в целом плюсов было больше.



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные