Гораций - биография. Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт. Гораций, квинт гораций флакк Квинт гораций

Литературы.

Гораций родился в 65 г. до н.э. в г. Венузии, в южно-италийской области Апулия. Его отец, вольноотпущенник, владевший небольшим поместьем, смог дать сыну первоклассное образование. В возрасте около 20 лет Гораций отправился в Грецию для изучения греческой философии и поэзии. Весть об убийстве Цезаря (44 г. до н.э.) застала его в Афинах; вскоре туда приехал Брут, и Гораций, как и многие другие молодые римляне, записался в армию сторонников республики. Он даже получил высокую должность военного трибуна в своем юном возрасте (23 года), не отличаясь знатным происхождением и не имея воинских заслуг, - видимо, не столько из-за своих способностей, сколько из-за дефицита начальнических кадров. В составе армии цезареубийц будущий поэт сражался в битве при Филиппах (42 г. до н.э.) и едва уцелел, бросив свой щит на поле битвы. Спасаясь бегством, он возвращается в Италию. Имение отца, которого уже не было в живых, было конфисковано, и Гораций устраивается на мелкую должность квесторского писца в казначействе. С ужасом он глядит на то, что происходит вокруг - в новых гражданских войнах продолжает литься римская кровь.

В эподах (греч. ἐπῳδός - стихотворение, в котором второй стих короче первого), написанных в 30-х гг., молодой автор говорит о междоусобной брани, сулящей гибель римскому государству (7-й эпод) и призывает искать спасения в бегстве на острова Блаженных (16-й эпод). В эти же годы Гораций сближается со своими собратьями по перу - Вергилием, Варом и другими поэтами. Вергилий познакомил Горация с Гаем Цильнием Меценатом , покровительствовавшим молодым поэтам. Это знакомство стало началом долгой и сердечной дружбы. Меценат подарил Горацию поместье в Сабинских горах - поэту отныне не нужно было думать о хлебе насущном, и он мог отдыхать измученной душой на лоне италийской природы.

В 35 г. Гораций выпустил первую книгу «Сатир», посвященную Меценату, а в 30 г. до н.э. - вторую. «Сатиры» (лат. satura - смесь, всякая всячина) - стихотворения, посвященные самым разнообразным темам и сюжетам: превратности судьбы и человеческие пороки, философские и литературные вопросы, прославление добрых старых времен и новых побед Октавиана, который, победив своего соперника Антония и египетскую царицу Клеопатру, наконец-то окончил войну и принес на италийскую землю долгожданный мир.

В 23 г. до н.э. Гораций издал сборник лирических стихотворений - три книги «Од», или «Песен». В них прославляется поэзия, любовь, дружба, декларируются ценности в духе стоической и эпикурейской философии, дорогие и близкие поэту: будь верен золотой середине; лови день, меньше всего веря грядущему; будь доволен тем, что в руках имеешь и т.д.. Завершается сборник гордым утверждением собственного бессмертия - знаменитым «Памятником».

В 20 г. до н.э. выходит первая книга «Посланий». Гораций хотел было на этом распроститься с поэзией, но император Август вовсе не желал, чтобы лучший поэт его времени уходил на покой. Горацию было поручено написать юбилейный гимн богам по случаю празднования Вековых (Секулярных) игр ; затем принцепс попросил оды в честь побед его пасынков, Друза и Тиберия. Уход поэта в философию так и не состоялся. Гораций пишет четвертую книгу «Од» и вторую книгу «Посланий»; самым известным посланием последней было «Послание к Пизонам», или «Ars Poetica» («Искусство поэзии»), где Гораций изложил свои взгляды на поэзию. Поэт умер 27 ноября 8 г. до н.э., похоронили его в Риме, на Эсквилине, рядом с его другом Меценатом.

Сочинения:

Horace: Satires, Epistles and Ars poetica. Loeb classical library. Vol. 194, Cambridge Mass., 1978;

Horace: Odes and epodes. Loeb classical library. Vol. 33. Cambridge Mass., 2004;

Quintus Horatius Flaccus. Opera / Ed. D.R. Shackleton Bailey . Stuttgart 2001;

Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970;

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Иллюстрация :

Сохранившийся фрагмент кубка с изображением Горация.

Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.-8 до н. э.) – поэт древнеримской эпохи. Период его творчества совпал с гражданской войной, концом республики и зарождением нового режима Октавиана Августа. В литературе древнего Рима это был «золотой век».

Происхождение

Гораций появился на свет 8 декабря 65 года до н. э. Отец его в прошлом был рабом, отпущенным потом на свободу, владел скромным имением в итальянской коммуне Венузии (военная колония Рима в юго-восточной части Италии, расположенная на стыке областей Апулии и Лукании). Полное имя поэта известно из его работ. Когда император Август дал ему поручение сочинить «Юбилейный гимн», то в подписи к этому произведению было указано «Песнь написал Квинт Гораций Флакк».

Так как родитель Горация был из вольноотпущенников, то юридически его сын приравнивался к ребёнку свободнорождённому. Но всё равно такое происхождение в социальном обществе считалось неполноценным, сгладить его окончательно можно было лишь через одно поколение. Этот факт повлиял на творческое направление и мировоззрение будущего поэта.

О маме своей нигде и ни разу в произведениях Гораций не упоминал, поэтому о женщине, которая его родила, ничего не известно. Есть лишь несколько упоминаний о некой няне Пуллии.

Образование

Семья спокойно жила в провинциальном имении и вела довольно экономную жизнь. Но когда мальчик стал подрастать, отец принял решение всё оставить и переехать в Рим. Ему хотелось, чтобы сын вышел в более высокое общество, а для этого необходимо было получить приличное образование в столице. Гораций описывал своего отца как бедного и честного крестьянина. Тем не менее он сумел найти в столице занятие, при помощи которого покрыл расходы на достойное образование сына. В Риме отец устроился подрабатывать на аукционах комиссионером. Покупатель и продавец платили ему по одному проценту от сделки.

Все этапы образования, которые проходила римская знать того времени, Гораций с успехом выдержал. Первоначальное обучение он получил в Римской школе Орбилия, где им преподавали «Латинскую Одиссею» древнеримского драматурга и поэта Ливия Андроника и древнегреческого поэта-сказителя Гомера.

Затем продолжил обучение в Афинах в платоновской Академии, где изучал греческую философию и литературу. Эта Академия давала университетские знания, считалась высшей школой, в ней обучались римские молодые аристократы. К примеру, вместе с Горацием учился сын древнеримского философа, оратора и политического деятеля Цицерона. В Афинской Академии Гораций очень хорошо изучил греческий язык, потом даже писал на нём свои поэтические произведения.

Период гражданской войны

Обучение философии и литературе в Афинах Горацию пришлось прервать, так как в 44 году до н. э. убили Цезаря, что послужило началом гражданской войны. Прошло полгода после гибели правителя, и в Афины явился Брут. Он стал посещать философские занятия, но на самом деле во время лекций занимался вербовкой в свою команду сторонников республиканского строя. Брут призывал бороться с приемниками Цезаря – Антонием и Октавианом.

Гораций поддержал республиканцев, встал на сторону Брута и вступил в его армию. В римском легионе ему досталась неожиданная командная должность военного трибуна. По сути, он стал офицером легиона, а тогда подобные должности в основном доставались детям привилегированных древнеримских сословий (сенаторам либо всадникам). Такая должность вполне могла послужить началом карьеры военного, а в мирное время с нею можно было найти работу в сословных органах городского управления.

Скорее всего к этому времени отец Горация обладал достаточными денежными средствами, которые позволили зачислить его сына в сословие всадников. В Древнем Риме всё это определялось в результате ценза – своеобразной переписи имущества и состояния граждан с целью разделения общества на военные и социально-политические сословия.

Осенью 42 года до н. э. при Филиппах состоялось сражение республиканских войск под предводительством Кассия и Брута с армией Октавиана и Антония. Республиканцы были разгромлены и обратились в бегство. Гораций после этого пересмотрел свои взгляды, полностью поменял позиции в отношении власти и много раз говорил потом, что это были его ранние республиканские авантюры и иллюзии, которые чуть не стоили ему жизни. Хоть это и был первый признак трусости, но Гораций не скрывал: он остался живым только благодаря тому, что бросил щит и убежал с поля боя.

Возвращение в Рим

В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.

В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.

Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.

Дружба с Меценатом

Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация. Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали.

Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.

Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.

Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.

Творчество

Гораций обладал спокойным нравом, и ему не по душе была городская жизнь с её заботами и хлопотами. Поэт предпочитал жить в тихой деревне. В 33 году до н. э. он приобрёл имение на реке Тибур в Сабинских горах. Точных данных нет – смог ли он купить имение на свои средства или это был подарок Мецената.

Здесь он написал свои знаменитые произведения:

  • вторую книгу «Сатир»;
  • сборник из 17 стихов «Эподы»;
  • первый сборник лирических стихов «Песни»;
  • первую книгу «Посланий» (в неё вошло 20 стихов);
  • второй сборник «Посланий».

В 17 году до н. э. в Риме закончился период гражданских войн, настала эра обновления и процветания. Празднования этих событий намечались масштабные и сложные, сценарий разрабатывался очень тщательно. В объявлениях говорили, что подобной церемонии никто никогда не видел и больше не увидит, самые знатные люди Рима должны были принимать в ней участие.

В связи с этим Октавиан дал Горацию поручение сочинить для церемонии гимн, который должен был стать завершением праздничных мероприятий. Для поэта это стало наивысшей похвалой, таким образом государство признало, что в римской литературе Гораций значился на ведущем положении. Он написал «Юбилейный гимн», который в храме Аполлона Палатинского спели одновременно 27 девушек и 27 молодых парней. Поэт получил признание и популярность.

Его сатира отличалась от других. Он никогда не нападал на изъяны своих современников, не пытался менять поведение людей и уж тем более наказывать их за что-то, его произведения не брызгали яростью. Во всех его сатирах видно, что он человек крайне доброжелательный, никого прямо не порицал, а, наоборот, предлагал поразмыслить о природе и сущности людей. Актуальной политики он никогда в своём творчестве не затрагивал, не переходил на личностные симпатии и антипатии. Его насмешки и поучения были общего характера и каждому оставляли право сделать собственные выводы.

Гораций умер от внезапного заболевания 27 ноября 8 года до н. э. За 59 дней до этого скончался Меценат. Горацию было полных 56 лет, всё своё литературное наследие он завещал Октавиану Августу. Заболевание наступило и прогрессировало так резко и быстро, что Гораций не мог даже поставить подпись на табличке с завещанием. Он сделал его устно при свидетелях.

Его похоронили неподалёку от могилы Мецената. На планете Меркурий в честь Горация назвали кратер.

Гораций олицетворяет важнейшие грани поэзии «золотого века» на ее высшем художественном пике. Вергилий - олицетворяет эпическую грань, Гораций - лирическую. Оба запечатлели свое время. И вместе с тем придали своим исканиям столь совершенную эстетическую форму, наполнили свои стихи столь глубоким общечеловеческим содержанием, что они навсегда остались в истории не только римской, но и мировой литературы.

Квинт Гораций Флакк быть на пять лет моложе Вергилия, с которым его связывала дружба. Гораций родился в 65 году до н.э. в Южной Италии в городе Венусия в семье состоятельного вольноотпущенника. Сначала Гораций учился в престижной школе в Риме, после в Греции. В Афинах Гораций совершенствовался в искусствах и науках, занимался поэзией, учил философию, прежде всего эпикурейскую и стоическую.

В Греции Гораций был вовлечен в круговорот политических бурь, которые наложили отпечаток на его судьбу. После убийства Цезаря в 44 г. до н.э. заговорщики республиканцы бежали на север Греции, где сформировали армию. Марк Брут, привлек симпатии Горация, который стал республиканцем и получил звание военного трибуна. В 42 г. до н.э. при Филиппах во Фракии силы Антония и Октавиана нанесли поражение республиканцам; Брут и Кассий погибли. Это событие по словам Горация «подрезало ему крылья». От репрессий Горация спасла амнистия. Он вернулся в Рим, но клеймо экс-республиканца висело над ним еще долго. Гораций должен был доказывать новой власти свою лояльность. Тем временем имение Горация было конфисковано в пользу ветеранов Октавина. И на первых порах поэту пришлось довольствоваться скромной должностью писца.

В начале 30-х годов Гораций, побуждаемый бедностью, начинает активно сочинять стихи. Он приобретает известность и сближается с ведущими римскими поэтами Варием и Вергилием. Вергилий поддерживает начинания Горация и знакомит его с Меценатом. Вскоре Гораций становится одной из главных фигур в том кружке поэтов, которые сформировались вокруг Мецената.

Вскоре о Горации узнает Август, проявлявший к поэту монаршую благосклонность. Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Однако это заманчивое предложение, сулившее поэту множество выгод, было им тактично отвергнуто. По всей видимости, он опасался, что, приняв предложение принцепса, навсегда лишится своей независимости, которой он чрезвычайно дорожил. Как бы то ни было, этот отказ вызвал у Августа недоверие к Горацию.

Что касается дружбы Горация с Меценатом, то она продолжалась до самой смерти последнего. Меценат умер в сентябре 8 г. до н. э., а 27 ноября того же года умирает, ненамного пережив своего друга и покровителя, Гораций. Так исполнилось предсказание поэта, что он умрет вскоре после смерти Мецената.

…Выступим, выступим

С тобою вместе в путь последний -

Вместе, когда бы его ни начал.

Гораций оставил скромное по объему, но весомое по значимости поэтическое наследие. Поэт трудился над стихами неспешно, с тщательностью. Всего из-под пера Горация вышли: книга эподов, два сборника сатир, четыре книги од и две книги посланий.

Эподы. Сатиры. Послания

ЭПОДЫ. Гораций дебютировал книгой, названной «Эподы» (31-30 гг. до н.э.), в которую вошло 17 стихотворений. Слово эпод - греческое, буквально означает припевы. Так называлось в античной литературе стихотворение, написанное в перемежающемся ритме; нечетные стихи - дактилические, четные - ямбические.

В тематическом отношении эподы Горация разнообразны. Некоторые касаются сферы политики. Два эпода обращены к римскому народу. В 7-м и 16-м поэт осуждает гражданскую междоусобицу.

9-й эпод адресован Меценату. Всего же из-под пера Горация вышло около двух десятков разных стихотворений, посвященных его покровителю. Мецената и Горация связывала взаимная симпатия, однако между ними не было панибратства. Выше материальных благ Гораций ценил независимость, душевное равновесие и внутреннюю свободу. В 9-м эподе, обращенном к Меценату, высказана радость по поводу победы Октавиана под Акцием, сокрушения «царицы» (Клеопатры), а также надежда на веселые возлияния по этому поводу.

САТИРЫ. В 30-е годы Гораций выступает также в другом лирическом жанре - сатир, выпустив две книги произведений такого рода. Латинское слово «сатира» означает блюдо с разнообразными плодами, которое приносили в храм Цереры, древнеиталийской богини плодородия. В римской литературе сатира первоначально представляла смешанный жанр, в котором могло сосуществовать комическое и серьезное, возвышенное и низкое.

У Горация в «Сатирах» видны переклички с Луцилием (в творчестве Луцилия был сильно обличен пафос, направленный против бытовых пороков, таких как тщеславие, жадность, невежество, суеверие). Но вместе с тем Гораций поднимает сатирический жанр на новый уровень мастерства. В отличие от Луцилия Гораций не просто обличает. Он философствует. Предается медитациям. Размышления на нравственно-этические темы определяют тональность многих сатир Горация, склонного с «улыбкою истину молвить».

Персонажи, которые населяют «Сатиры», - это люди, с которыми Гораций сталкивается ежедневно: скряга, нахал, болтун, честолюбец, простой здравомыслящий человек, жалкий философ со своей прямолинейностью и парадоксальными тезисами, сладострастник, охотник за наследством, разбогатевший выскочка, желающий отличиться перед гостями.

В сатирах, как, впрочем, и в других жанрах, находит выражение жизненная философия Горация. В 6-й сатире 1-й книги Гораций рассказывает о себе, своем скромном происхождении, родителях, воспитании. Он не завидует знатности, богатству, власти. Его неброский, независимый образ жизни - это и есть высшее благо. Поэт обладает внутренней свободой, никому и ничем не обязан, независим. В 3-й сатире 1-й книги Гораций напоминает незамысловатую истину: люди далеки от совершенства, один болтлив, другой груб, третий транжир и т.д. Да и в себе поэт находит изъяны. Как на все это реагировать? Не следует впадать в крайность, полагает Гораций. Разумней всего смягчить острые углы, ибо в результате «дружба крепче бывает меж нас, и согласье людей соединяет». Кто без пороков родится?

Ум и трезвость Горация, его мудрые сентенции далеко не бесполезны для любого серьезного писателя.

ПОСЛАНИЯ. Еще один лирический жанр, в котором работал Гораций - послания. Он трудился над ними в последние годы жизни. Они образуют две книги: в первую входят 20 посланий, во вторую - три («К Августу», «К Флору», «К Писонам»).

Жанр стихотворных посланий существовал до Горация. Их использовали Луцилий, Цицерон, Овидий.

«Послания» Горация отличны от сатир. Они носят более личный, субъективный характер, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Поэт пишет о себе, своем образе жизни, привычках, отношениях с друзьями, покровителями, такими, как Меценат и Август. В «Посланиях» заметно смягчена критика общественных и человеческих пороков. Главное для Горация - поиски положительных начал в жизни.

Оды: политика, философия жизни, любовь

Оды составляют наиболее весомую часть наследия Горация. Первая книга од была издана в 23 г. до н.э., т.е. уже после окончательной победы Октавиана. Гораций называл свои лирические стихотворения «Песни» («Carmina»); позднее его комментаторы стали их называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. Оды собраны в четырех книгах: в первой - 38 од, во второй - 20, в третьей - 30, в четвертой - 15. В некоторых одах Гораций продолжает традиции Пиндара. Но более близка ему ранняя греческая лирика таких поэтов, как Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. В частности, он использует характерные для них стихотворные размеры.

В «Одах» Гораций нередко обращается к темам актуальной политики, полностью отсутствующим в «Сатирах». Однако социально-политические проблемы наименее близки духу поэта, поэтому в стихотворениях, посвященных злободневным событиям современности, его голос звучит неестественно. Всякий раз, когда Гораций ищет вдохновения в политике и воспевает современную ему действительность, он впадает в манерность. За изящной формой, искусным плетением слов и вычурной эрудицией скрываются избитые мотивы и трафаретные образы александрийской поэзии. Правда, великое прошлое Рима и воинская доблесть предков вызывают в нем живой отклик, и, тем не менее, темы национальной славы не являются глубоко созвучными его духу.

Принципиально значимы для понимания Горация как поэта государственника его «римские оды». Это - шесть первых од 3-й книги. Оды Горация - прямое обращение к Августу, римской молодежи, народу. Особые надежды поэт связывает с молодым поколением, теми, кому суждено выполнить свой гражданский долг, возвысить и укрепить Рим. В целом «римские оды» характеризуются как единством проблематики, так и внутренней художественной цельностью. Заключающая цикл 6-я ода - новое обращение к римскому народу, призыв к восстановлению авторитета богов, жестоко карающих отступников:

Вины отцов безвинным ответчиком

Ты будешь, Рим, пока не восставлены

Богов упавшие жилища

И изваяния в черном дыме.

Горацию принадлежит термин, выражающий суть его жизненной философии: «золотая середина». В ней - точное выражение его нравственно- этической позиции. Поэт не приемлет крайностей, утверждает здравый смысл, склоняется к здравому пути. Для него умеренность и рассудительность - самая надежная линия. Горацию близки эллинские мудрецы, философы, один из которых - знаменитый афинский государственный деятель и поэт, Солон, высказал свой афоризм: «Ничего слишком». Гораций развивает эту мысль в 1-й оде 2-й книги.

Философия «золотой середины» органически сопряжена со стоическим жизнеощущением.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА. Любовь занимает огромное место в поэзии Горация. Но и в любовной сфере, поэт остается, подвержен чувству меры. Даже в 27-й оде 1-й книги, оде, обращенной «К пирующим», посреди бесшабашного веселья он сохраняет ясную голову.

Кончайте ссору! Тяжкими кубками

Пускай дерутся в варварской Фракии!

Они даны на радость людям -

Вакх ненавидит раздор кровавый.

Среди людей, бездумно веселящихся, он склонен вести взвешенный разговор о любви, что «палит огнем не стыдным».

Любовная лирика Горация имеет своим адресатом многих женщин. Как правило, они гетеры, игравшие не последнюю роль в личной жизни римской аристократии и художественной богемы.

В стихах Горация - калейдоскоп женских имен: Фидиллия, Лика, Лидия, Хлоя, Барина, Филлида…

Его ода к Лидии исполнена неподдельного чувства: это диалог между поэтом и женщиной, которую он когда-то любил.

Доколе милым я тебе еще казался

И белых плеч твоих, любовию горя,

Никто из юношей рукою не касался,

Я жил блаженнее персидского царя.

Другая возлюбленная поэта - Барина; она обольстительна, но вероломна и ветрена. Для нее в порядке вещей дать клятву и тут же ее нарушить И поэт был среди тех, кто не устоял перед ее чарами.

…Молодые жены

За мужей своих перед твоим трепещут

Жадным дыханием.

Гораций один из поэтов, в стихах которого постоянно обсуждаются проблемы литературного труда, природа поэтического творчества.

«ПОСЛАНИЕ К ПИСОНАМ». Среди «Посланий» Горация выделяется его обращение к Писонам, аристократам; один из которых сочинял пьесы. «Послание к Писонам» относится к числу самых значительных теоретических документов римской литературы; позднее оно получило название: «Об искусстве поэзии».

Эстетические принципы Горация находятся в гармонии с философией «золотой середины». Гораций - сторонник серьезного отношения к творчеству, не одобряет крайностей, исходит из здравого смысла, мудрости. Это определяет сформулированные им законы художественного творчества.

В вопросах поэтики Гораций разделяет аристотелевский принцип уместности и меры, который заключается в согласованности всех частей художественного произведения, соответствия формы и содержания, содержания и творческих возможностей поэта. Рассуждая о классической трагедии, Гораций ставит во главу угла закон соразмерности и внутренней гармонии. Так, в драматическом произведении каждый персонаж должен изъясняться языком, соответствующим его характеру, возрасту, положению, занятию.

Одно из важнейших требований Горация к художественному произведению - краткость в сочетании с ясностью изложения. Римский поэт рекомендует постоянно обращаться к греческим образцам, учиться мастерству у греческих писателей, но и в этом соблюдать разумную меру, чтобы не впасть в раболепное подражательство.

Также Гораций формулирует ряд конкретных советов по структуре и форме драматургического произведения. В нем должно быть пять действий, или актов. На сцене могут находиться не более трех актеров. Недопустимо использовать прием «бог с машиной». Каждому жанру соответствует свой стиль: трагедии противопоказана «легких стихов болтовня»; комедии чужды тяжеловесная серьезность и возвышенность.

Во времена Горация чрезвычайно остро стоял вопрос о цели поэзии. Должна ли поэзия приносить пользу и воспитывать читателя или только доставлять ему удовольствие и эстетическое наслаждение? Гораций приходит к заключению, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением. Для достижения этого поэт должен быть мудрецом, то есть обладать богатым жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Гораций вступает здесь в полемику с теми, кто разделял мистическое учение о поэзии как о «божественном исступлении». Рассуждая о соотношении таланта и знания, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнить изучением. Художественное мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано. Лично Гораций отдает предпочтение художественному мастерству, отличающему новых поэтов от архаических, которые свои стихи словно высекали топором.

«ПОСЛАНИЕ К АВГУСТУ». В этом послании также развиваются мысли Горация об искусстве, о назначении поэта. Дается обзор ранней римской литературы, эпических поэтов Энния и Невия, авторов комедий из римской жизни Афрания и Атта, а также комедий Плавта и Теренция. В очередной раз Гораций восхищается греками, напоминая об их роли в становлении римской словесности. Попутно Гораций объясняет принцепсу природу поэтического искусства и психологию стихотворцев. Гораций убежден в высоком, воспитательном назначении поэта.

Стихи Горация написаны стопами разного размера, слогами разной длительности. Эта особенность греческого и латинских языков не может быть адекватно переведена на русский. Важной чертой поэзии Горация, является «вещественность», своеобразное «предметное» видение мира. В его стихах - явное «засилье» существительных при скудости глаголов. Слово у Горация весомо. Самый стих - упруг, внутренне энергичен. У Горация «ударной» обычно является первая строка.

Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения много читали, изучали, комментировали. Ему подражали римские сатирики Персии и Ювенал. В Средние века в нем ценили поэта-моралиста, автора «Сатир» и «Посланий». В эпоху Возрождения предпочтение отдавали Горацию-лирику. Его поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто. Взгляды Горация на поэзию нашли отражение в «Поэтическом искусстве» Буало. Особенно часто обращались к Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются у Кантемира, Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, Майкова и других.

«Эподы» («Припевы») – сборник стихотворений, написанных ямбическим размером. В этих своих произведениях Гораций ориентируется на древнегреческого лирика Архилоха . В сборнике 17 эподов. В них звучат темы современной поэту римской действительности. Большинство эподов имеют характер личной инвективы, но с ориентацией на разоблачение отдельных моментов социальной действительности.

В эподе IV Гораций нападает на какого-то выскочку-вольноотпущенника (имя не называется), который благодаря своему богатству, «как видный всадник в первых рядах сидит» (стих 35); с гневом обрушивается поэт на распространенное в то время колдовство, клеймя старух, занимающихся этим ремеслом (нарицательное имя колдуньи Канидия) – эподы III, V, XII. В эподе V говорится об убийстве колдуньями мальчика с целью приготовить из его внутренностей «приворотное зелье». Гораций обращается к ним с угрозами:

«Всех вас, старухи мерзкие, каменьями
Побьет толпа на улице,
А трупы волки растерзают хищные
И птицы эсквилинские»
(эпод V, стихи 97 – 100; пер. Ф. А. Петровского).

С большой силой прозвучал мотив осуждения гражданских войн , потрясающих Рим и расшатывающих его былое могущество (эподы VII и XVI). Эпод VII, обращенный к римскому народу, начинается словами:

«Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумьи выхватив?!
Неужто мало и полей и волн морских
Залито кровью римскою?..»
(эпод VII, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

В эподе XVI, написанном в 40 г. до н. э. – за десять лет до выхода всего сборника, Гораций говорит о пагубных последствиях гражданских войн, о том, что Рим обрекает себя на самоубийственную гибель:

«Вот уже два поколенья томятся гражданской войною,
И Рим своей же силой разрушается...»
(эпод XVI, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского)

Поэт не видит выхода из создавшегося положения, он с упоением воспевает прекрасную жизнь на «блаженных островах», призывая своих соотечественников бежать на эти острова, которые еще не затронуты общим крушением. Но ответа на поставленный самим же поэтом вопрос о местонахождении сказочных счастливых островов в этом (XVI) эподе нет. Таким образом, «блаженные острова» – лишь несбыточная мечта. А после битвы при Акции в эподе IX, обращенном к Меценату , Гораций, осмеяв Антония за его подчинение Клеопатре , впервые прославляет принцепса. Это единственный из эподов, где поэт высказывает свою позитивную точку зрения и выражает положительное отношение к политическому деятелю. Что касается первого эпода (по местоположению в сборнике), то его следует выделить особо по программным мотивам, высказанным Горацием относительно своей жизненной позиции, и отношению к Октавиану Августу и Меценату. Стихотворение является последним из эподов по времени создания. Адресат этого произведения – покровитель поэта Меценат, о преданности которому и заявляет Гораций:

«И в этот, и во всякий я готов поход,
надеясь на любовь твою,
И вовсе не в надежде, что удастся мне
Побольше впрячь волов в плуги...»
(эпод I, стихи 23–26, пер. Н. Гинцбурга).

Близок к Архилоху по характеру нападок эпод X, адресованный литературному врагу Горация – поэту Мевию. Характер эпода пародийный, построен в духе распространенных в эллинистической литературе напутствий с пожеланием доброго пути. Однако не удач, а всяческих бед желает Гораций Мевию в пути, при этом адресат наделяется всякими оскорбительными именами:

«Тогда козел блудливый вместе с овцами
Да будет бурям жертвою!»
(эпод X, стихи 23–24; пер. Н. Гинцбурга).

В сборнике есть эподы с лирической тематикой – это эподы XI, XIII–XV. В них встречаются иронические и пародийные моменты, но резких нападок и обличений нет. В эподе XI пародируется сентиментальная любовная элегия. В эподе XIII, обращаясь к друзьям, поэт призывает, несмотря на тяжкие обстоятельства, «урвать часок, что послан случаем», ведь вино и песни спасают от тяжкой скорби. В эподе XIV, оправдываясь перед Меценатом в своем «вялом бездействии», Гораций подтверждает, что «давно уже обещал отделать песнь начисто», но ссылается на увлечение «рабыней Фриной» и в иронической форме говорит о силе любовных увлечений. В эподе XV, адресованном к женщине по имени Неэра, укоряет ее за измену и говорит о том, что будет возмездие – Флакк найдет себе другую, более достойную и тогда: «смеяться будет мой черед».

Гораций – «Сатиры»

Другая важная часть произведений Горация – «Сатиры» – представлена двумя сборниками: первый содержит 10 сатир, второй – 8. В сатирах поэт обращается к морально-философской тематике. Критикуя определенные человеческие пороки и недостатки, Гораций высказывает свои жизненные принципы. Главный принцип «довольства малым», основанный на философии Эпикура , выливается в проповедь сельской жизни на лоне природы, вдали от волнений городской суеты. Проблема личного счастья связана с философией умеренности, примером которой Гораций считает собственную жизнь; он довольствуется тихой жизнью в имении, подаренном ему Меценатом, где его обслуживает всего несколько рабов, и плодами земли своего имения.

Гораций читает свои сатиры Меценату. Картина Ф. Бронникова, 1863

Эта «философия умеренности» была своеобразной формой принятия режима Августа широкими кругами знати и самим поэтом, позволяющей им сохранять иллюзию независимости и свободы. Вместе с тем в сатирах Гораций не создает положительного идеала, хотя достаточно отчетливо показывает, как не надо жить. Порицая пороки и недостатки отдельных лиц, Гораций в своих произведениях избегает слишком резкой критики. Его сатира имеет характер проповеди добродетели и мудрости, она лишена резкости и обличительной силы. В ряде сатир (кн. I, сатиры 4, 10; кн. II, сатиры 1, 3) затрагиваются вопросы литературной теории. Полемическая часть этих произведений в большей степени связана с именем предшественника Горация в данном жанре – поэта Луцилия:

«Да, я, конечно, сказал, что стихи у Луцилия грубы,
Что без порядка бегут они. Кто же, бессмысленный, будет
В этом его защищать? Однако на той же странице
Я же его и хвалил: за едкую соль его шуток.
Эта заслуга – за ним, но другие признать не могу я»
(кн. I, сатира 1, стих 10; пер. М. Дмитриева).

Действительно, в сатирах Горация нет «едкой соли» Луцилия, дерзавшего на острые политические обличенья. Гораций обвиняет Луцилия в том, что сатиры его текут «мутным потоком», имея в виду поспешность в поэтической работе, которая приводила к недостаточной отделке стиха. Сам Гораций стремится к логичности в изложении мысли и изяществу в отделке своих произведений. Но Гораций признает заслуги Луцилия и называет его «изобретателем» жанра сатиры.

Гораций – «Оды»

Наибольшую славу принесли Горацию его «Оды» («Песни») – сборник лирических стихотворений, состоящий из четырех книг. В этих произведениях Гораций ориентируется на знаменитых греческих поэтов: Алкея , Сапфо , Анакреонта . Воспринимая лучшие их традиции, адаптируя их стихотворные размеры, используя достижения предшествующей римской поэзии, Гораций достигает вершины совершенства римской лирики.

Тематика горациевых од разнообразна: это и дружеские послания, и философские размышления, и гимны богам, любовная и гражданская лирика. Первая книга открывается стихотворением, где Гораций говорит о своем поэтическом призвании, получившем поддержку могущественного покровителя Мецената. К нему и обращены первые строки оды:

«Славный внук, Меценат, праотцов царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!»
(кн. I, ода 1, стихи 1–2; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Гораций перечисляет увлечения людей, которым они отдают предпочтение в своей жизни: спортивные состязания, политическая арена, сельское хозяйство, торговля, праздное времяпрепровождение, война, охота. Для каждого свое занятие составляет «высшее счастье». А затем в двух строфах (стихотворение написано первой асклепиадовой строфой) в изысканной поэтической форме говорит и о своем призвании: «к вышним близит меня роща прохладная, где ведут хоровод нимфы с сатирами». Гораций выражает свою надежду на милость Мецената:

«Если ж ты сопричтешь к мирным певцам меня
Я до звезд вознесу гордую голову»
(кн. I, ода I, стихи 35–36; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Вторая же ода первой книги адресована Августу , которого Гораций изображает в виде бога Меркурия, «крылатого сына благодатной Майи», получившего на земле имя Цезаря. Так, уже начальные произведения сборника дают представление об идейной направленности лирики Горация. И в дальнейшем, углубляясь в чтение горациевых произведений, читатель может видеть, что политические мотивы, пронизывающие сборник, оказываются связанными с прославлением Августа и его политики.

Император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

В духе официальной идеологии воспевает Гораций древнюю римскую доблесть и в так называемом цикле римских од (кн. III, оды 1–6), составляющих определенное тематическое единство и написанных одинаковым стихотворным размером – алкеевой строфой. Эти оды объединены общей темой – в них отражается положительный идеал, выдвигаемый программой Августа; в центре внимания поэта – государство и его интересы, поэт говорит о пагубном влиянии роскоши и богатства, рисует картину деградации римского общества, разрушаемого продажностью: «боец, чья вольность куплена золотом, смелей ли станет?» (кн. III, ода 5, стихи 25–26). Выход из создавшегося гибельного положения Гораций видит в реставрации старых порядков, в возвращении к верованиям богов, в восстановлении разрушенных храмов:

«Вины отцов безвинным ответчиком
Ты будешь, Рим, пока не восстановлены
Богов упавшие жилища,
Их изваяния в черном дыме»
(кн. III, ода 6, стихи 1–4; пер. Н. Шатерникова).

В своих произведениях Гораций обращает свой взор к патриархальным богам, что соответствовало официальной политике Августа, призывает к древнеримским добрым нравам, к простоте жизни и к прежней доблести (кн. III, ода 2). Воплощение доблести он видит в Августе, который возвышается над всеми людьми. В оде 3 книги III Гораций подготавливает апофеоз Августа: «приобщить его (имеется в виду Август) отныне к сонмам блаженных богов дозволю» (стихи 35–36). Правление Августа на земле сравнивается с царствованием Юпитера на небе (кн. III, ода 5). В «римских одах» выдержан принцип единства композиции, воспринятый от эллинистической поэзии: первое и последнее стихотворения цикла (оды 1 и 6) содержат одинаковое число стихов (по 48), оба адресованы к народу, правда, с небольшим различием: ода 1 обращена к молодежи, к новому поколению; в оде 6 возрастного ограничения нет.

Философские мотивы «горацианской мудрости», проходящие через весь сборник лирических стихов, связаны с восхвалением наслаждения радостями жизни: любовью, пирушками, благами и красотами природы. В духе поверхностно воспринятой эпикурейской философии поэт выдвигал принципы «лови день» (кн. I, ода 11) и «пользуйся настоящим, не думая о будущем» (кн. I, ода 25), т, е. наслаждайся радостями сегодняшнего дня. Этот призыв сочетается в произведениях Горация с проповедью «довольства малым» и жизненным принципом держаться «золотой середины», который получил оформление в оде к Лицинию (кн. II, ода 10):

«Выбрав золотой середины меру.
Мудрый избежит обветшалой кровли,
Избежит дворцов, что рождают в людях
Черную зависть.

Ветер гнет сильней вековые сосны,
Падать тяжелей высочайшим башням.
Молнии удар поражает чаще
Горные выси»
(кн. II, ода 10, стихи 5–12; пер. 3. Морозкиной).

Даже в такой традиционной для античной поэтической традиции теме, как пиры и вино, Гораций в отношении умеренности выдерживает свою точку зрения. В пиршественных стихах, которые часто встречаются в его лирике, он не дает воли вакхическому раздолью и не утрачивает власти над собственными поступками:

«Но для каждого есть мера в питье: Либер блюдет предел.
Бой кентавров возник после вина с родом лапифов – вот
Пьяным лучший урок»
(кн. I, ода 18, стихи 7–9; пер. Н. Гинзбурга).

В оде 3 книги II Гораций в соответствии с философскими взглядами умеренных стоиков пишет:

«Хранить старайся духа спокойствие
Во дни напасти; в дни же счастливые
Не опьяняйся ликованием,
Смерти подвластный, как все мы, Деллий»
(кн. II, ода 3, стихи 1–4; пер. А. Семенова-Тян-Шанского).

Значительное место занимают оды, посвященные друзьям. Особый интерес представляет стихотворение «К Помпею Вару» (кн. II, ода 7), переведенное А. С. Пушкиным, в котором Гораций вспоминает о своем бегстве с поля боя, когда он «бросил щит под Филиппами». Это было в 42 г. до н. э. после поражения республиканцев во главе с Брутом, под началом которого служил поэт. Тема «потери щита» встречалась в стихах греческих поэтов Архилоха, Алкея, Анакреонта. В произведениях Горация эта тема подаётся по-своему – автор пользуется литературными реминисценциями из греческой лирики.

В любовных одах Горация отсутствует страстность. Гораций никогда не находится во власти любви. Он наблюдает за чужими страстями (кн. I, ода 5) или зовет к радостям любви (кн. II, ода 12). Героини его лирических произведений многочисленны: Хлоя, Пирра, Лалага, Необула и др. Среди всех стихотворений на эту тему выделяется своей лирической тональностью только одна ода (кн. Ш, ода 9), адресованная Лидии. Это стихотворение представляет собой диалог между Горацием и Лидией, где в изящной форме и шутливом тоне поэт говорит о былой взаимной любви, о счастье новой любви при изменении объектов страсти, о возможности возобновления отношений друг с другом. Стихотворение заканчивается словами: «Жить с тобою хочу и умереть, любя». Но и в этом стихотворении на любовную тему, как и в других, Гораций не создает образа возлюбленной. Героини поэта мало конкретны, наделяются каждый раз каким-нибудь, свойственным только ей одной, качеством: Хлоя – пугливая и неприступная (кн. I, ода 23), Пирра – златоволосая (кн. I, ода 5), Гликера «сияет светлей мрамора Пароса» (кн. I, ода 19), Миртала «бурливей была моря» (кн. I, ода 33). Горацию чуждо страдание от измены возлюбленной: если отвергает одна, то можно найти утешение с другой. Поэтому он и сам с шутливым укором обращается к Барине, которая «с ума сводит юношей толпы»:

«Ты умеешь лгать, поминая в клятвах
И отцовский прах, и ночное небо,
И безмолвье звезд, и богов, не знавших
Смерти холодной.

Но от этих клятв лишь смешно Венере,
И смеются нимфы, и сам жестокий
Купидон, точа на бруске кровавом
Жгучие стрелы»
(кн. II, ода 8, стихи 9–16; пер. Ф. А. Петровского).

Любовные произведения Горация в большей степени, чем другие, испытали на себе влияние эллинистической, александрийской поэзии . Наиболее характерна в этом отношении в книге 1 ода 30, адресованная Венере.

Завершающие стихи книг II и III Гораций посвящает своему поэтическому призванию и теме бессмертия поэта в его творениях. Оду 20 книги II он начинает словами: «Вознесусь на крыльях мощных, невиданных, певец двуликий, в выси эфирные» (стихи 1–2).

Ода 30 книги III, получившая название «Памятник», обрела наивысшую славу и пользуется всемирной известностью. Вот заключительные строки этого произведения:

«...Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись, и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу»
(кн. III, ода 30, стихи 14–16; пер. С. В. Шервинского).

Так заканчивается третья книга лирических стихов Горация.

По первоначальному замыслу поэта сборник должен был состоять из трех книг, а «Памятник» мыслился в качестве оды, завершающей этот труд. Но по настоянию Октавиана Августа спустя 10 лет после выхода в свет сборника из трех книг была написана и четвертая книга, содержащая 15 стихотворений. Поэт продолжает прославлять Августа и его политическую деятельность, а также воспевает пасынков принцепса – Тиберия и Друза ; много внимания уделяет теме бессмертия поэта.

Горацию принадлежит и юбилейный гимн («Вековая песнь»), написанный к всенародному торжеству, которое должно было знаменовать наступление «золотого века», обеспечиваемого Августом. Гимн написан для хорового исполнения. Его слова обращены к богам Аполлону и Диане с мольбой о содействии процветанию Рима и божественного Августа.

Гораций – «Послания»

Последние произведения Горация – «Послания». Это письма в стихотворной форме, имеющие определенных адресатов. Написаны они гекзаметром. Тематика посланий разнообразна в связи с привлечением обширного иллюстративного материала из жизни и литературы. Что же касается основной смысловой направленности, то в первом сборнике «Посланий» Гораций стремится раскрыть уже достигнутое им «искусство жить» (держаться «золотой середины», ничему не удивляться, уметь довольствоваться доступными радостями жизни), а второй сборник (из трех «Посланий») посвящен вопросам литературной теории. Следует особо отметить последнее «Послание» – «Послание к Пизонам» («Наука поэзии»). Это послание уже древние выделяли как отдельное произведение, рассматривая его как изложение теории поэтического искусства. Гораций формулирует важнейшие эстетические принципы классицизма о единстве, простоте и цельности произведения. Он говорит о содержательности искусства, о средствах воздействия на аудиторию, об общественном значении поэзии и о роли поэта. Большое внимание уделяется художественной форме и композиции произведения, критериям оценки поэтического мастерства. Сам поэт так говорит о задачах, которые ставит перед собой в этом, по его мнению, теоретическом руководстве:

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца,
Что ему средства дает, образует его и питает,
Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»
(Послания, кн. II, посл. 3, стихи 306–308; пер. Н. Гинзбурга).

«Наука поэзии» Горация является памятником античной классической эстетики. Это произведение послужило основой для «Поэтического искусства» Н. Буало.



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные