В стране z производятся различные товары и услуги какая дополнительная. Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.
- Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
- Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
- Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номеромвыполняемого вами задания (A1-A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
1) прогрессом
2) революцией
3) контрреформой
4) эволюцией
А2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура
А3 Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?
1) познавательную
2) мировоззренческую
3) прогностическую
4) социальную
А4 Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительнаяинформация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство
А6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1) выручка от реализации
2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников
4) чистая прибыль
А7 Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,
1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм
А8 На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали - цена товара, по горизонтали - количество товара.)
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию
А9 Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся)
1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения
А11 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»
Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?
Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего
1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100-500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10-100 тыс. и 100-500 тыс. человек
А12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13 Республика - это форма
1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами
2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов
3) многопартийной политической системы
4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти
А14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.
А15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z - парламентарная монархия?
1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.
2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.
4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.
А16 Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть является разновидностью политической власти.
Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер
А18 Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста
1) 16 лет
2) 18 лет
3) 21 года
4) 14 лет
А19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.
Какова организационно-правовая форма этого предприятия?
1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество
А20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?
А. Гражданские правоотношения - это исключительно имущественные правоотношения.
Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Судопроизводство
В2 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В3 Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
В4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Ответ: ___________________________.
В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б)Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В)Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г)Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г |
В6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов :
1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
В7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
Ответ: ___________________________.
В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Ответ: ___________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания C1-C4.
(Р.Т. Мухаев)
С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
С3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
__________________________________________________
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
С7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1- C9.6) .
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .
C9.1 | Философия | |
С9.2 | Социальная | |
С9.3 | Экономика | |
С9.4 | Социология | |
С9.5 | Политология | |
С9.6 | Правоведение |
В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А11 | 4 |
А2 | 4 | А12 | 3 |
А3 | 4 | А13 | 2 |
А4 | 2 | А14 | 3 |
А5 | 4 | А15 | 1 |
А6 | 4 | А16 | 1 |
А7 | 2 | А17 | 1 |
А8 | 2 | А18 | 1 |
А9 | 2 | А19 | 2 |
А10 | 1 | А20 | 2 |
Часть 2
Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3-B7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка, или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов - допущены две и более ошибок.
№ задания | Ответ |
гражданский |
|
Часть 3
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Баллы |
|
1) указано связующее звено
между статусом и ролью: ожидания | |
Указано связующее звено, раскрыт характер связи | |
Указано только связующее звено. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два условия
закрепления ожидаемого ролевого поведения Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Указаны два условия, и показан механизм | |
Указаны только два условия. | |
Указано только одно условие. | |
Максимальный балл |
C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Баллы |
|
Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 2) два примера
, допустим: Могут быть приведены другие уместные примеры | |
Указаны три функции, приведены два примера | |
Указаны две-три функции, приведён один пример. ИЛИ Указаны две функции, приведены два примера | |
Указана одна функция, приведены один-два примера. ИЛИ Указаны только три функции. | |
Указаны только одна-две функции. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) положение текста
: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается; Могут быть приведены другие аргументы. | |
Приведено положение текста и два аргумента. | |
Приведено положение текста и один аргумент. | |
Приведен только один аргумент. | |
Приведено только положение текста. | |
Максимальный балл |
C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы
: Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме. | |
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены. | |
Максимальный балл |
С6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Баллы |
|
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности : 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье); Могут быть приведены другие примеры. | |
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания. | |
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. | |
Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. | |
Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример. | |
Максимальный балл |
C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек - в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек - в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
Баллы |
|
В правильном ответе должны быть следующие элементы : 1) выводы, например: 2) возможная причина, допустим: Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины. | |
Сделаны два вывода, указана причина. | |
Сделан один вывод, указана причина. | |
Сделаны только два вывода. | |
Сделан только один вывод. | |
Максимальный балл |
C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Баллы |
|
При анализе ответа учитываются: Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Труд как экономический ресурс. 4. Мотивация труда и трудовые отношения: 5. Безработица: 6. Государственное регулирование рынка труда: Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован | |
Максимальный балл |
C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
C9.1 | Философия | «Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) |
С9.2 | Социальная | «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев) |
С9.3 | Экономика | «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) |
С9.4 | Социология | «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер) |
С9.5 | Политология | «"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - ещё лучше». (И.В. Гёте) |
С9.6 | Правоведение | «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони) |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов , то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
|||
Раскрытие смысла высказывания |
||||
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании | ||||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | ||||
Представление и пояснение собственной позиции выпускника |
||||
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника. | ||||
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). | ||||
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов |
||||
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. | ||||
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. | ||||
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. | ||||
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. | ||||
Максимальный балл |
Ответы - стр.1
Ответы - стр.2
Часть 1
Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1) выручка от реализации 2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников 4) чистая прибыль
На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S 1 в положение S 2 ? (На графике Р - цена товара, Q - количество товара.)
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию
К критериям социальной стратификации относится(-ятся)
1) размер дохода 2) форма проведения досуга 3) черты характера 4) политические убеждения
А11 |
В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего
1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты с населением менее 10 тыс. человек из пунктов
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты с населением 100-500 тыс. человек из пунктов
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с более 500 тыс. человек населением
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты с населением 10-100 тыс. и 100-500 тыс. человек из пунктов
Республика - это форма
1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами
2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов
3) многопартийной политической системы
4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти
В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z - парламентарная монархия?
1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.
2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.
4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.
Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила 2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность 4) нормативно-правовой характер
Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?
1) унитарное предприятие 2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество 4) хозяйственное общество
А20 |
Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?
А. Гражданские правоотношения - это исключительно имущественные правоотношения.
Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны