Факторы риска стоматологических заболеваний презентация. Стоматологические заболевания. Особенности внутриутробного периода развития зубочелюстной системы

Работу выполнила Студентка группы №4508 ГабидуллинаАлия

Слайд 2

К кариесу приводит не только любовь к сладостям и плохая гигиена полости рта, но и такой, казалось бы, безвредный «процесс», как поцелуй. Причина в том, что во время него человек передает часть своих бактерий, в том числе и кариесогенных. Забота о близких - хороший повод следить за здоровьем своих зубов. Ещё один фактор риска возникновения кариеса имеют правши, так как во время чистки зубов они уделяют больше внимания именно правой стороне челюсти. Странно, но у левшей такая особенность не наблюдается.

Слайд 3

Ка́риес (лат. caries — гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс в твёрдых тканях зуба, развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Слайд 4

Основная причина заболевания - кариесогенные микроорганизмы (Streptococcusmutans, Streptococcussanguis и пр.). Они питаются углеводами и выделяют продукты жизнедеятельности в виде органических кислот и токсинов. Именно кислоты «разъедают» эмаль, то есть нарушают ее целостность, в результате чего формируется кариозная полость. Конечно, вредоносные бактерии обитают в ротовой полости любого человека. Но почему же одни люди постоянно страдают от кариеса, а другие совсем не нуждаются в помощи стоматолога? Все дело в том, что микробы активизируются только при воздействии внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Слайд 5

Местные факторы.

Наличие зубных отложений Плохая гигиена, нерегулярная и некачественная чистка зубов приводят к скоплению отложений. В них сконцентрировано большое количество кариесогенных бактерий. Мягкий бактериальный налет со временем переходит в твердый зубной камень, который плотно прилегает к эмали. Его уже невозможно снять с помощью обычной зубной щетки, поэтому приходится обращаться к стоматологу.

Слайд 6

Нарушение состава, свойств и pH слюны

У взрослого человека выделяется примерно 2 литра слюны в сутки. Эта жидкость смывает налет с поверхности эмали и нейтрализует действие кислот за счет щелочной среды. Она также содержит полезные иммуноглобулины (белки, уничтожающие вирусы и бактерии). Различные функциональные нарушения слюнных желез приводят к недостаточной выработке слюны, изменению ее состава или уровня pH. Все это повышает кариесвосприимчивость зубной поверхности.

Слайд 7

Особенности строения зубов

Кариесу больше подвержены зубы, имеющие колбообразные фиссуры, это естественные бороздки на жевательной поверхности. В таких ямках быстро скапливаются частички еды, и формируется микробный налет.

Слайд 8

Неправильный прикус

Из-за скученности зубов тяжело проводить должный гигиенический уход, поэтому во рту создаются условия для скопления частичек пищи. Кроме того, неправильная окклюзия (смыкание челюстей) приводит к повышенной жевательной нагрузке на отдельные зубы, что ускоряет кариозный процесс. Сюда же можно добавить привычку пережевывать пищу на одной стороне челюсти.

Слайд 9

Углеводы (углеводные остатки пищи)

Запомните формулу: углеводы + бактерии = кислоты. Как уже отмечалось выше, кариесогенные бактерии (стрептококки, лактобактерии, актиномицеты) питаются углеводами. Как результат - начинается процесс брожения во рту. Наиболее интенсивно происходит брожение сахарозы, это простой углевод, который содержится в кондитерских изделиях и сладких газированных напитках. Крахмал и фруктоза - менее опасны.

Слайд 10

Общие кариесогенные факторы.

Биологические Системные заболевания организма. Доказано, что хронические болезни ЖКТ, эндокринной и сердечно-сосудистой системы повышают риск возникновения кариеса. Генетическая предрасположенность. Мы наследуем от родителей структуру твердых зубных тканей, а также их стойкость к неблагоприятному воздействию.

Слайд 11

Прием медикаментов. Некоторое лекарства (антигистаминные, успокоительные препараты, антидепрессанты) вызывают сухость во рту, что способствует размножению кариесогенных бактерий. Состояние иммунитета. У людей с высоким иммунитетом наблюдается низкая активность патогенной микрофлоры во рту. Стресс

Слайд 12

Влияние внешней среды

Климат, инсоляция (облучение солнечным светом) также влияют на возникновение кариеса. Люди, проживающие в северных регионах, где преобладает пасмурная погода, чаще сталкиваются с проблемой разрушения зубов. Еще важен показатель жесткости воды (концентрация солей кальция и магния) и насыщенность ее фтором. При снижении количества минералов повышается риск кариозных процессов. В норме содержание фтора в воде составляет 0,8-1,2 мг/л. Нужно учитывать и загрязнение воздуха. В сельской и горной местности, где воздух абсолютно чистый, уровень стоматологических проблем на 20% ниже, чем в городе.

Слайд 13

Социальные факторы

Рацион питания. Частые перекусы, фаст-фуд, а также употребление исключительно мягкой пищи способствует образованию «дырок» в зубах. Профессия. В зоне риска находятся люди, работающие на предприятиях, где производят кислоты, щелочи, токсические препараты, а также сотрудники кондитерских. Возраст. В возрасте от 2-х до 11-ти лет динамика образования кариеса увеличивается на 60%, она начинает снижаться только после 40-ка лет.

Слайд 14

Пол. У женщин чаще портится эмаль, но в основном это связано с периодом беременности и лактации, когда наблюдается дефицит кальция и фтора в организме. Происхождение (раса). Статистика показывает, что представители негроидной расы менее подвержены кариесогенным процессам, по сравнению с людьми белого цвета кожи, которые проживают на той же территории. Страна проживания. В США 99% населения страдает от кариеса, а в Нигерии - только 2%. Почему так происходит? Скорее всего, на это влияет содержание минералов в почве и воде, а также культура употребления пищи (еда в США не самая полезная и натуральная).

Слайд 15

Кариесогенная ситуация в полости рта-стечение всех необходимых и достаточных факторов риска развития кариеса, которое в конечном результате приведет к развитию деминерализации твердых тканей зуба.

Слайд 16

О.В.Удовицькая (1987) выделяет 7 основных признаков риска кариеса: 1) вязкая слюна; 2) кислая реакция среды полости рта; 3) склонность к поверхностному отложению зубного налета при нормальном гигиеническом режиме; 4) гипоплазия эмали зубов как показатель порочного развития эмали; 5) преждевременное прорезывания зубов (на полгода и больше — временных, на год и больше — постоянных); 6) и наследственная склонность; 7) токсикоз и беременность матери. Действие этих факторов легче выяснить, если нормальное состояние эмали рассматривать как динамическое равновесие между постоянными процессами де- и реминерализации. В том случае, когда в зубных тканях процессы деминерализации преобладают над реминерализацией, возникает участок деминерализации в виде кариозного пятна. Последующий прогресс процесса деминерализации эмали и дентина приводит к образованию кариозной полости.

Слайд 17

Способы устранения кариесогенной ситуации

Одним из перспективных направлений повышения эффектив-ности противокариозных мероприятий является выделение групп риска, которые нуждаются в большем объеме кариеспрофилактических воздействий. Наряду с гигиеной полости рта и фторизацией используются средства и методы, повышающие общую со-противляемость организма, включающие закаливание и спорт, физиотерапевтические и медикаментозные средства.

Слайд 18

Рекомендации паци-ентам по снижению кариесогенного потенциала питания: необходимость уменьшения общего потребления сахаров; польза снижения частоты потребления сахаров; значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта; важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители). В рекомендациях по рациональному питанию не следу-ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол-ости рта, естественного процесса освобождения от остат-ков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук-ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис-ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания

Слайд 19

Кариесрезистентность эмалиМетоды исследования.

Для определения резистентности эмали зубов к кариесу применяют тест эмалевой резистентности (ТЕР-ТЕСТ); В. Г. Окушко, Л. И. Косарева, 1983р.) Он позволяет установить функциональную резистентность эмали относительно кислоты. Тест может быть использован в качестве первично-диагностического, а также для объективной оценки эффективности реминерализующей терапии во время диспансерного наблюдения и лечения больных.

Слайд 20

Методика проведения теста

Проводят профессиональную гигиену ротовой полости -коронки зубов обрабатывают дистиллированной водой и ватным тампоном, высушивают -на вестибулярную поверхность центрального верхнего резца наносят каплю 1% раствора хлористоводородной к-ты диаметром не более чем 2мм. -через 5с. кислоту смывают дистиллированной водой -коронку зуба высушивают ватным тампоном -на поверхность коронки наносят тампон, смоченный в 1% водном р-ре метиленового синего -одним движением ватного тампона снимают краситель с поверхности эмали -оценивают тест по специальной 10-ти бальной цветовой шкале -на зону деминерализации наносят фторсодержащий лак.

Слайд 21

Согласно 10-ти бальной шкале синего цвета определяют степень резистентности зубов к кариесу:

1-3 балла -участок окрашен в бледно-голубой цвет, который определяет значительную структурно-функциональную резистентность эмали и высокую стойкость зубов к кариесу. 4-6 баллов - участок окрашен в голубой цвет, который определяет среднюю структурно-функциональную резистентность эмали и среднюю стойкость зубов к кариесу 7-9 баллов участок окрашен в синий цвет, который определяет снижение структурно-функциональной резистентности эмали и высокую степень риска возникновения кариеса 10 баллов- участок окрашен в темно-синий цвет, который характеризует крайне сниженную структурно-функциональную резистентность эмали и максимальный риск возникновения кариеса.

Слайд 22

Методы исследования CRT (colour reaction time) - время цветной реакции (Уолтер, 1958; Мэйволд, Джейжер, 1978)

Цель: изучение скорости растворения эмали в кислоте. Способ: изучают время, необходимое для нейтрализации стан-дартного количества кислоты ионами, более или менее активно выходящими из апатитов эмали, растворяемых этой кислотой. Переход от кислой среды к нейтральной определяют при помо-щи кислотно-основного индикатора Материал и оборудование 1Н раствор соляной кислоты. Микропипетка. Диск фильтровальной бумаги диаметром 3 мм, пропитанный в течение 30 с 0,02% водным раствором кристалл-виолета, который в кислом рН имеет желтый цвет, в нейтральном - фио-летовый. Секундомер

Слайд 23

Методика Зуб 12 изолируют от слюны, очищают от налета щеткой и высушивают. На вестибулярную поверхность помещают диск бумаги, на него при помощи микропипетки наносят 1,5 мкл 1Н HCI (после проведения теста обязательно нанесение реминерализующихсредств!) Регистрация результатов Засекают время, в течение которого происходит изменение цвета диска от желтого до фиолетового Интерпретация результатов CRT > 60 с - растворимость низкая, кариесрезистентность вы-сокая; CRT < 60 с - растворимость высокая, кариесрезистентность

Слайд 24

Лазерная рефлектометрия (Грисимов В.П.,1991)

Цель: Определить плотность кристаллической решетки поверх-ности эмали. Способ основан на различиях в оптических свойствах рези-стентной и лабильной эмали: хорошо минерализованная, плот-ная эмаль больше отражает свет и меньше его поглощает (т.е. диффузно рассеивает), чем рыхлая кариеслабильная эмаль Материал и оборудование Гелий-неоновый лазер ЛГН-105 с длиной волны 0,63 мкм. Устройство для фотографии света лазера, отраженного эмалью. Измеритель характеристик отраженного света МетодикаЗуб очищают, высушивают, на него направляют пучок лазерного света. Отраженный эмалью пучок света фотографируют Регистрация результатов Характеристикиотраженного света сравнивают со стандартной шкалой, рассчитывают долю невозвращенного, т.е рассеянного света (диффузную компоненту) от исходного пучка Интерпретация результатов Диффузная компонента составляет меньше 0,24 - эмаль кариесрезистентна; более 0,30 - кариеслабильна

Слайд 25

Электрометрия (Иванова ГГ., 1984; Жорова И.А., 1989)

Цель: определить плотность кристаллической решетки эмали зуба. Способ основан на том, что зрелая здоровая эмаль с плотной кристаллической структурой является диэлектриком для посто-янного тока (ее электропроводность равна нулю), но чем более рыхлую структуру имеет эмаль, тем больше в ней носителей тока и, соответственно, выше ее электропроводность. Электро-проводность эмали определяется как сила тока в цепи посто-янного тока, элементом которой является зуб Материал и оборудование Гальванометр с ценой деления 0,11х106 А, с активным электро-дом (капиллярная стеклянная трубка) и пассивным электродом, размещаемым в преддверии полости рта; на электродах созда-ется постоянное напряжение 3 В. Раствор электролита 10% NaCI, обеспечивающий электропро-водный контакт между активным электродом и эмалью

Слайд 26

Методика Исследуемую поверхность очищают, высушивают, изолируют. Капилляр активного электрода заполняют электролитом (для этого конец трубки помещают в раствор, после чего устанавли-вают его на исследуемой поверхности) Регистрация результатов При помощи гальванометра определяют величину силы посто-янного тока, проводимого эмалью Интерпретация результатов Электропроводность эмали до 3-5 мА и более свидетельствует о ее незавершенной минерализации и, соответственно, низкой кариесрезистентности или о кариозной деминерализации эмали

Слайд 27

Определение количества кальция и фосфора в золе эмали

Цель: определить количественное содержание Са и P в составе эмали методами химического количественного анализа эмали invitro Материал и оборудование Муфельная печь. Наборы реактивов для количественного анализа. Лабораторная посуда МетодикаЭмаль озоляют в печи при t=500°. 10 мг полученной золы раство-ряют в 0,5 мл концентрированной HCI и доводят дистиллирован-ной водой до объема, необходимого для химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретациярезультатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 28

Биопсия эмали (определение прижизненной растворимости эмали); (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1974)

Цель: количественный анализ минерального состава (Са, P) эмали, а точнее - той части ее апатитов, которые вступают в реакцию с кислотой). Способ основан на версии о том, что насыщенная кальцием эмаль может в относительно больших количествах, чем кариес-лабильная, отдавать ионы этого элемента для нейтрализации кислоты, сохраняя при этом структуру апатита. Эмаль изучают invivo Материал и оборудование Солянокислый буферный раствор (97 мл 1Н HCI и 50 мл KCI) смешивают и дополняют до 200 мл дистиллированной водой; для вязкости добавляют глицерин 1:1. Микрошприц для аппликации буферного раствора и аспирации кислотного биоптата эмали

Слайд 29

Методика Зуб изолируют от слюны, очищают, высушивают. На поверх-ность эмали наносят каплю деминерализующего буферного раствора объемом 3 мкл. По истечении 1 мин весь объем капли (биоптат) забирают микрошприцем, переносят биоптат в про-бирку с 1 мл дистиллированной воды и используют для количе-ственного химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретация результатов Методика позволяет оценить состояние эмали в сравнитель-ном аспекте, поэтому активно используется для изучения сте-пени риска развития кариеса у одних людей по сравнению с другими, для изучения изменений в эмали, происходящих под влиянием минерализующей профилактики и т.д. (важно пом-нить, что при увеличении кариесрезистентности эмали за счет образования в ней фторапатитов растворимость эмали снижа-ется, количество кальция в биоптате падает)

Слайд 30

Спектрометрия

Цель: точное количественное определение минерального состава эмали удаленных зубов при помощи спектрального анализа Материал и оборудование Алмазный диск для подготовки образцов эмали. 10% формалин. Клей на основе углерода, сканирующий электронный микро-скоп со спектрометром Методика Удаленные зубы промывают дистиллированной водой, фик-сируют в формалине, распиливают в вестибуло-оральном на-правлении, обезжиривают, приклеивают на предметный столик токопроводящим клеем, помещают на ваккумный пост, где на образцы напыляют угольную пленку для получения токопрово-дящего слоя Регистрация результатов Изучают количественное содержание в эмали кальция, фосфо-ра, железа, углерода, натрия, кремния, хлора, хрома, фтора, магния, алюминия, цинка, меди, титана Интерпретация результатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 31

Минерализующий потенциал слюны

Считают, что слюна питает зуб в той же мере, как кровь питает тело. Эмаль представляют как кристаллы, находящиеся в растворе собственных ионов. Судьба кристаллов — их растворение, стабильность или восстановление - определяется степенью насыщенности слюны ионами кальция, фосфатов и гидроксильных групп, а это в свою очередь зависит от концентрации ионов в слюне и от ее кислотности.

Слайд 32

Концентрация ионов в слюне является гомеостатическим фактором и тщательно контролируется нейрогуморальными механизмами. Полагают, что содержание минералов в слюне зависит от возраста и является относительно более низким у детей. Обычно среднее содержание кальция в слюне взрослых составляет 1,7 ммоль/л (в плазме крови — 2,5 ммоль/л), содержание фосфатов — в слюне 5,5 ммоль/л, в плазме крови около 1 ммоль/л. Из-за различных соотношений концентраций кальция и фосфора выходит, что кровь пересыщена гидроксиапатитом в 2—3 раза, а слюна — в 4,5 раза, благодаря чему слюна обладает большим минерализующим потенциалом. Пересыщенные растворы не выпадают в осадок благодаря тому, что ионы «переслоены» белками-статеринами, связаны с белками, богатыми пролином и в значительной степени (около 45% ионов кальция и 6% фосфатов) вовлечены в состав мицелл.

Слайд 33

Из пересыщенного раствора ионы легко внедряются в гидратную оболочку апатитов эмали и создают в ней депо, из которого затем медленно проникают по градиенту концентрации вглубь, в структуру кристаллов. Таким образом, пересыщенное состояние слюны организует минерализацию и реминерализацию эмали, а недосыщенное — обратный процесс, т.е. деминерализацию твердых тканей. В присутствии некоторых микроэлементов-акселераторов, самым известным из которых является фторид, процессы минерализации и реминерализации протекают более результативно: их скорость возрастает, происходят качественные изменения в апатитах эмали (ионы магния, хлора и гидроксилы заменяются фторидами), приводящие к созданию кристаллов менее растворимых, чем оригинальные.

Слайд 34

Метод определения минерализующего потенциала слюны (Леус П.А., 1977).

Минерализующий потенциал слюны косвенно оценивается по тому, образуются ли кристаллы при медленном высыхании капли слюны. Для проведения исследования нужно иметь пипетку, предметное стекло и микроскоп. Со дна полости рта пипеткой набирают нестимулированную слюну и наносят на предметное стекло. Слюна высыхает на воздухе при комнатной температуре или в термостате. Высохшие капли рассматривают в микроскопе в отраженном свете при малом увеличении (2x6). .

Слайд 35

Характер рисунка на стекле оценивают следующим образом: 1 балл — россыпь хаотически расположенных структур неправильной формы; 2 балла — тонкая сетка линий по всему полю зрения; 3 балла — отдельные кристаллы неправильной формы на фоне сетки и глыбок; 4 балла — древовидные кристаллы средних размеров; 5 баллов — четкая, крупная, похожая на папоротник или паркет кристаллическая структура. Таким образом оценивают каждую каплю слюны из трех и рассчитывают среднюю величину МПС. Показатели МПС от 0 до 1 считают очень низкими, от 1,1 до 2,0 — низкими, от 2,1 до 3,0 — удовлетворительными, от 3,1 до 4,0 — высокими, от 4,1 до 5,0 — очень высокими

  • Слайд 2

    • Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
    • В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
  • Слайд 4

    Зубные пасты и щётки для детей

  • Слайд 5

    Правильная чистка зубов

  • Слайд 7

    Вредные продукты

  • Слайд 8

    Профилактический осмотр

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
  • Слайд 9

    Кариес зубов

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
  • Слайд 10

    • У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
  • Слайд 12

    • Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
  • Слайд 13

    Вредные привычки

    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.
  • Слайд 14

    Влияние курения на зубы

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
  • Слайд 15

    • Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
  • Слайд 16

    Правила для сохранения здоровых зубов:

    • 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
    • 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
    • 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
    • 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика стоматологических заболеваний, нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «СИБАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Подготовила: Студентка Ш-33М группы Мухарлямова Лиана Преподаватель: Юлдашбаева Г.Ф.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика стоматологических заболеваний Важным моментом для профилактики является устранение патологической ситуации в полости рта и, прежде всего, полная санация полости рта, предусматривающая не только лечение зубов, но и удаление зубных отложений

    3 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика кариеса Главные направления. Рациональное питание Повышение устойчивости организма к кариесу (формирование кариесрезистентности) Фторпрофилактика Тщательная гигиена полости рта (Профилактическая гигиена)

    4 слайд

    Описание слайда:

    Рациональное питание. 1. Предусматривает, в первую очередь, уменьшение содержания сахаров в питании: - по рекомендации ВОЗ кол-во потребляемого сахара в день не должно превышаить 20 г - прием сахара должен осуществляться вместе с пищей не более 2-х-3-х раз в деень -сахар должен как можно быстрее удален из полости рта (полоскание рта) 2. Полноценное белковое питание 3. Употреблеение с пищей и водой необходимых для организма микро- и макроэлементов

    5 слайд

    Описание слайда:

    Повышение устойчивости организма к кариесу (формирование кариесрезистентности) Правильный образ жизни, включая физические упражнения устранение общесоматической патологии Прием препаратов адаптогенного действия (Витаминотерапия, растительные адаптогены и др) Тренировка зубо-челюстного аппарата

    6 слайд

    Описание слайда:

    Особенности профилактики:кариеса с использованием фтора связаны с 2 моментами 1. Врожденная устойчивость к кариесу - кариесрезистентность. 2. Проживание в определенном геохимическом регионе, отличающимся содержанием в питьевой воде микроэлементов и в первую очередь фтора.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика болезней пародонта Основывается на устранении или уменьшении воздействия основных этиологических факторов: - Устранение нарушения питания - Устранение стрессовых ситуаций Наиболее важное практическое значение принадлежит профилактической и профессиональной гигиене полости рта. В основе этого метода лежит устранение главного причинного факторы – микроорганизмов – пародонтогенов.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика нарушения зрения Тревожные симптомы ухудшения зрения: покраснение быстрая утомляемость глаз, чувство жжения, двоение предметов, затуманивание

    9 слайд

    Описание слайда:

    Профилактики нарушения зрения Организовать хорошее освещение Правильно организовать рабочее место Обратите внимание на расстояние до глаз При работе на компьютере, важно давать глазам отдохнуть Гимнастика для глаз

    10 слайд

    Описание слайда:

    Физкультура и спорт как профилактика нарушений зрения Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол. Водные процедуры для глаз Контрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз. Альтернативой могут стать горячие и холодные компрессы, которые необходимо прикладывать по очереди к векам.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Ультрафиолетовые лучи Для профилактики плохого зрения используйте технику соляризации глаз, воздействуя ультрафиолетовыми лучами. В случае нехватки ультрафиолетовых лучей происходит нарушение обмена в организме фосфора и кальция. По этой причине сокращается приспосабливающаяся способность глаз. Под воздействием лучей солнца витамин Д, находящийся в клетках кожного покрова, становится активным и нормализует правильное всасывание соединений фосфора и кальция в организме. Подставьте глаза, закрытые веками, солнечному свету. Сетчатка постепенно привыкнет к яркому свету, и в конце концов глаза смогут эффективно работать при дневном свете - во всех диапазонах его яркости. Кроме того, тепло и целебные свойства солнечных лучей благотворно сказываются на здоровье глаз и на способности расслаблять их. Избавьтесь от вредных привычек Если вы курите, отказ от вредной привычки также существенно снизит риск проблем со зрением. Курильщики в три раза больше склонны к развитию катаракты, чем некурящие, из-за веществ, содержащихся в сигаретном дыме.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Неотъемлемой частью профилактики нарушений зрения является регулярное посещение офтальмолога. Проверять зрение здоровым людям необходимо не реже 1 раза в год, а людям с нарушениями зрения – 1 раз в полгода. Профилактический осмотр поможет предотвратить развитие заболеваний глаз, остановить развитие близорукости и прочих нарушений зрения.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Профилактика болезней опорно-двигательного аппарата За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. С другой стороны, остеохондроз является достаточно «молодой» болезнью – поражающей по большей части молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет.

    14 слайд

    Описание слайда:

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Остеоартроз. Риск заболевания остеоартрозом увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет процент больных этим заболеванием составляет 87%, но уже после 45 лет риск увеличивается до 30% (по сравнению с 2% людей до 45 лет). Остеопороз. Это системное заболевание, поражающее все кости скелета, сопровождающееся снижением плотности и прочности костей, что приводит к повышению риска переломов даже при минимальной травме. Чаще всего остеопороз встречается у женщин старше 60 лет (у мужчин – реже в 4 раза). Остеохондроз. Это заболевание позвоночника, заключающееся в дегенеративно–дистрофическом поражении тел позвонков, их отростков, межпозвонковых дисков, мелких суставов позвоночника, мышц и связок.

    15 слайд

    Описание слайда:

    ПРОФИЛАКТИКА Правильное питание. Следите, чтобы в вашем рационе присутствовали все необходимые элементы, витамины, минералы. Если ваше питание небогато кальцием и витамином D, принимайте витаминные комплексы. Физическая активность. Физические упражнения в достаточном объеме (не меньше 150 минут в неделю) укрепляют кости и развивают мышцы, что позволяет значительно снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и обеспечить достойную мышечную поддержку позвоночнику и костям. Отказ от курения. Так как курение приводит к потере костной ткани (остеопороза), этот фактор является чрезвычайно сильным в общем списке причин развития заболеваний. Ограничение потребления алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Контроль веса. Избавьте свою костную систему от избыточного груза лишних килограммов. Главное – делайте это медленно и следите за тем, чтобы количество калорий не снижалось за счет продуктов, богатых кальцием. Адекватная физическая нагрузка. Если это возможно, дозируйте физическую нагрузку, достаточно отдыхайте, выделяйте время на реабилитацию. Подумайте о смене работы. Своевременное оказание медицинской помощи при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы. Обязательно доводите лечение травм до конца, полностью следуйте рекомендациям врача. Постарайтесь исключить из своей жизни факторы, которые привели к травме. Относитесь серьезно к лечению заболеваний костей и суставов, выполняйте все предписания лечащего врача, контролируйте выздоровление и принимайте профилактические меры, о которых вы можете справиться у своего врача.

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

    Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний – это комплекс мер, проводимых после рождения ребёнка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта. Данное направление должно быть приоритетным в современной стоматологии. Говоря о профилактике в раннем возрасте, нужно проводить работу в первую очередь с родителями, особенно с будущей матерью. Она должна получить информацию по правилам и методам индивидуальной гигиены полости рта, как у себя, так и у ребенка. Осознать всю мотивационную значимость гигиены полости рта у новорожденного и профилактики стоматологических заболеваний и аномалии развития с момента рождения и на протяжении всей последующей жизни. Понимать преимущества грудного вскармливания для ребёнка.


    Сознавать пользу от рационального питания во время беременности и после рождения ребёнка. Сознавать вред от избыточного и неправильного потребления легкоферментируемых углеводов, особенно сахара. Осознать, что мать, родители – это первые и самые главные люди, от которых зависит здоровье их ребенка, и стоматологическое, в том числе. После рождения ребенка происходит разделение профилактических мероприятий на: - мероприятия, направленные на восстановление и поддержание стоматологического здоровья матери; - мероприятия по предупреждению развития зубочелюстных аномалий и основных стоматологических заболеваний у новорожденного и у ребенка, в период его последующего роста. Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребёнка и её содержание зависит от возраста.


    От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.) - выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области; - профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного; - рассечение укороченной уздечки языка; - правильное кормление грудью; -организовать своевременный докорм, продуктами с соответствующей консистенцией и жесткостью; правильное искусственное вскармливание ребёнка (поза, подбор соски); -вовремя перевести ребенка на приём пищи из ложки; - проводить гигиену полости рта после каждого приёма пищи – используя мягкую махровую тряпочку, смоченную в кипячёной воде комнатной температуры или зубную щётку напальчник из мягкого латекса, или специальные салфетки для гигиены полости рта, содержащие ксилит (Spiffies – Tooth wipes).


    Период формирования молочного прикуса (6 мес.- 3 года) - наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания); - также пластика укороченной уздечки (если не было ранее); - сбалансированное питание, использование при жевании твёрдой пищи; - предупреждение соматических заболеваний; - санация дыхательных органов – формирование правильного носового дыхания; - профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски, посторонних предметов), языка, щёк, профилактика неправильной осанки и позы; - наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны); - нарушение функций зубочелюстной системы жевания, глотания, дыхания, речи; - профилактика кариеса и его осложнений.


    Сбалансированное питание Пластические процессы, происходящие в организме ребёнка, требуют больших энергетических затрат. Прибавка массы тела идёт особенно активно в 1-й год жизни. К 4-5 мес. масса тела удваивается, а к мес. утраивается. Рост увеличивается за первый год на 25 см. Источники энергии – это углеводы, жиры, белки. Правильное соотношение белки – жиры – углеводы Суточная потребность в энергии у ребёнка должна удовлетворяться на 50-60% за счёт углеводов, содержащихся в зерновых продуктах, овощах и фруктах, на 15-20% за счёт белков, на 25-30% за счёт жиров. месяцы белки жиры углеводы,5 От 1 года 114


    Грудное вскармливание детей раннего возраста – можно рассматривать как один из видов профилактики. Женское молоко содержит основные питательные вещества – белки, жиры, углеводы в наиболее благоприятном для усвоения детским организмом в соотношении 1:3:6. Грудное вскармливание является важным психологическим фактором для формирования нормальной психики ребёнка и его отношения к матери. Кормящая мать должна ежедневно получать грамм мяса, 50 грамм масла, 1 яйцо, 800 грамм овощей и фруктов, не более 500 грамм хлеба. Если ребенку дают соску то, при сосании (она обычно имеет легко растягивающееся отверстие) мышцы щёк, губ выдвигающих нижнюю челюсть получают меньшее напряжение. Тоническое напряжение мышц падает. Эффективность грудного вскармливания снижается. Ребёнок с большим удовольствием сосёт из бутылочки. Это приводит к недоразвитию мышц выдвигающих нижнюю челюсть. Происходит сдвиг нижней челюсти, формируется аномалия в виде дистального сдвига нижней челюсти. Частое и длительное нахождение соски, пустышки в полости рта формирует привычку сосания для успокоения ребёнка. Поэтому на втором и третьем году жизни вредная привычка сосания соски или других предметов (взамен соски) нарушает правильное формирование челюстей, формируется открытый прикус.


    Если ребёнку первого года жизни нужно дополнительное питание, то пищу надо давать с помощью пипетки, чайной ложки, небольшой чашки. В настоящее время множественный кариес временных зубов у детей трехлетнего возраста рассматривают как результат действия 3-х основных факторов: патология беременности или родов, высокая степень инфицированности полости рта стрептококками и неправильное питание в первые годы жизни ребёнка. Такой кариес получил название – кариес молочной бутылочки. Он возникает у ослабленных детей, часто сосущих сладкое питьё из соски между основными кормлениями и в течение ночи. Отсюда понятна роль грудного вскармливания. Нарушение питания является одной из причин формирования различных патологических процессов в тканях и органах. Понятие «рациональное питание» включает введение в рацион основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в оптимальных соотношениях. Современные дети стали есть меньше молочных продуктов, балластных веществ, меньше пьют чай, молоко, питьевую и минеральную воду, больше употребляют колбасных изделий, много едят сладкого, выпечки, конфет; пьют сладкие напитки, лимонады, йогурты. Это ведёт к повышению веса и кандидозу.


    Надо знать 10 правил приёма пищи для здоровых детей: Принимать пищу 4 раза в день. Не отказываться от жесткой пищи. Долго грызть и жевать твёрдые овощи, фрукты и орехи. Откусывать пищу передними зубами. Измельчать пищу только боковыми зубами. Снимать пищу с ложки губами, не засовывая ложку в рот. Пережевывать пищу тщательно, глотать пищу измельчённой, не запивая. Заканчивать приём пищи твёрдыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша), сыром. Полоскать рот водой после каждого приёма пищи (использовать не менее половины стакана). Не есть сладкое между приёмами пищи. Разрешить себе сладости 1- 2 раза в неделю в небольшом количестве, после чего прополоскать рот водой. Употреблять ежедневно молочные продукты. Пить соки через трубочку.


    Главное надо соблюдать режим питания. Чтобы пища была разнообразной. Использовать рациональные способы кулинарной обработки продуктов. Иметь знания о биологической и химической ценности продуктов. Знать о потребностях ребёнка в пищевых веществах зависимых от возраста. Питание должно быть 4-х разовым, кратность приёма пищи 4 часа. Обычно это: Завтрак, обед, полдник, ужин. Или завтрак, второй завтрак, обед, ужин. Завтрак и ужин должны составлять 50% суточной калорийности (завтрак 35-40%, ужин 10-15%). Желательно иметь фиксированные часы приёма пищи.


    В рацион ребёнка как источник медленно всасываемых углеводов 4 раза в сутки должны быть включены зерновые культуры. 1 раз в виде каши и 3 раза в виде хлеба. Каши преимущественно из «тёмных» круп – геркулес, греча. Или смеси «белых» и «тёмных» - (геркулес и манная крупа, рис и греча). В «тёмных» крупах больше витаминов группы В и железа. Также предпочтительно употреблять ржаной хлеб, так как он содержит больше клеточных оболочек. 4 раза в сутки должны быть использованы овощи. Предпочтительнее употреблять темно-зелёные, жёлтые и оранжевые овощи и фрукты. Использование овощей 2 раза в сутки считается минимальным: 1 раз в виде салата, 2-й раз в виде гарнира. Картофель относится к углеводам (легкоусвояемым). Фрукты - 2 раза в сутки – яблоки местного произрастания или любые зелёные яблоки, зрелые фрукты и ягоды. Белковые продукты желательно использовать 4 раза в сутки, яйцо 1 шт. (при отсутствии аллергических реакций), мясо ежедневно, рыбы минимум 3 раза в неделю, творог 3-4 раза в неделю. Молоко может быть представлено и в виде кисло-молочных продуктов 2 раза в сутки. В рацион обязательно должно входить растительное масло как источник жиров класса омега – 6 и витамина Е; сливочное масло – витамин А.


    Большую роль в профилактике стом. заболеваний играет гигиена полости рта. С момента появления первых временных зубов, родители должны чистить зубы детям, используя, в начале щётку напальчник с минимум зубной пасты (булавочная головка на 1-3 зуба) и постепенно увеличивать дозу, чтобы к моменту полного формирования зубов молочного прикуса её количество не превышало 0,5 см. Родители чистят зубы сами до 2-х лет. К этому времени ребёнок должен привыкнуть к гигиенической процедуре. С 2-х лет можно заменить щётку напальчник на обычную щетку для детей младшего возраста. В 2 года ребёнок должен начать учиться пользоваться зубной щёткой самостоятельно. Первый год под непрестанным родительским контролем. Если хорошо чистит сам, то родители чистят 2-3 раза в неделю. Родители должны перечищать ребёнку зубы ежедневно до тех пор, пока не приучать его проводить эту процедуру самостоятельно. К 4-м годам ребёнок должен свободно управляться щёткой, но всё ещё под контролем взрослых. Только после 5-ти лет следует несколько ограничить контроль периодическим наблюдением. Вообще постоянно контролировать ребёнка необходимо до 8-ми лет.


    Начиная с момента появления первого зуба можно использовать лечебно-профилактические зубные пасты, рассчитанные на детей до 2-х лет. Надо использовать хорошие зубные пасты, чтобы не отбить желание чистить зубы. Лучше использовать гелевые пасты. Зубная щётка для ребёнка тоже должна быть специфичной. У зубной щётки: ручка должна быть чем больше, тем лучше, но, при этом головка должна быть маленькая.




    Следует напомнить, что ребёнок 2-4-х лет при самостоятельной чистке зубов заглатывает до 70% пасты, а от 5-7-ми лет 50-60%, больше 8-ми лет 30%, взрослые 7% пасты. Рекомендуемые зубные пасты: Rocs, Elmex, Новый жемчуг, Colgate, Silka, Сплат и другие. Зубные щётки фирм: Новый жемчуг, Oral-B, Colgate. Ребёнку до 2-3-х лет рекомендуются зубные пасты без фтора, а ополаскиватели без спирта. ОПОЛАСКИВАТЕЛИ ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА Изготовлены на основе натуральных компонентов. Содержат экстракт ламинарии, который обладает ранозаживляющим и противовоспалительным действием. В состав включены соединения кальция, фосфора и магния, которые являются основными структурными компонентами твердых тканей зубов. Не содержат: фтор, спирт, лаурилсульфат натрия, антисептики.


    Средства эндогенной профилактики кариеса. Эндогенное использование препаратов фтора. В регионах с пониженным содержанием фтора, начиная с 2-х лет ежедневно следует давать фторсодержащие препараты. Исключением являются регионы с низким содержанием йода (например г. Иркутск), т.к. эндогенное применение фтора блокирует усвоение йода в организме. В Иркутске содержание фтора в среднем равно 0,3 – 0,4 мг/л (микрограмм на литр). «Витафтор» Применяют с 1-го года, по ½ чайной ложке, однократно во время еды 1 месяц. Перерыв 2 недели, курс повторяют через 2 недели. Повторные курсы 4-6 раз в год. Содержит: натрия фторид; витамины А, В, С. Противопоказания: гипервитаминоз А и Д; фтора больше 1,5 мг/л. Натрия фторид (таблетки 1,1 и 2,2 мг) или Натриум флюоратум (таблетки для рассасывания 1 мг) Состав: в 2,2 мг содержится 1 мг фтора. Дозировка: Если фтора меньше 300 мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 250 мкг 1 раз в сутки; года – 500 мкг 1 раз в сутки. Дозировка: фтора мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 125 мкг 1 раз в сутки; года – 250 мкг 1 раз в сутки. Противопоказания: если фтора больше 700 мкг/кг.


    «Д-флюореттен 500» Состав: витамин Д, натрия-фторид. Дозировка: с конца первой недели жизни и ежедневно. «Анти-кариес» Состав: натрий фтористый, глюконат кальция, цветочная пыльца. Дозировка: дети от 3-х до 6-ти лет по ½ таблетке в день. Если в воде меньше 0,3 мг - с 6 мес. до 2-х лет. – 0,25 мг., 2-4 года – 0,5 мг., лет 1 грамм. Если в воде содержится 0,3 – 0,7 мг/л – то фтора с 2-х лет 0,25 мг. Если больше 0,7 мг вообще нельзя принимать.


    Эндогенная профилактика при дефиците кальция. Рекомендуемая дозировка: года 600 мг. кальция лет 800 мг. Кальция. Используются следующие препараты: Кальцинова - до 1-го года 0,5 ст. ложки в гранулах - с 1-го до 2-х лет 1 ст. ложка года 2 ст. ложки или 2-3 таблетки - с 4-х лет 4-5 таблеток Кальцид - от 0 до полугода 1 таблетка 1 раз - полгода-год 1,5 таблетки 1 раз лет 1 таблетка 2 раза - Алфавит Наш малыш витаминно-минеральный комплекс, созданный специально для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Выпускается в форме порошков. Принимается по 1 порошку 3 раза в день. Гипоаллергенность комплекса обеспечена за счет разделения веществ. Обеспечивает % от рекомендуемых суточных норм. Назначается на месяц, повторное назначение возможно через дней перерыва. Кальцемин, Сa-D3-Никомед, Витрум-Сa-D3, Кальцевит и другие препараты кальция. Также используются комплексы витаминов и минералов где есть фтор и кальций. Например, Цыгапан детский с 3- х лет, Мультитабс, Компливит, Алфавит, Санасол, Киндер-биовиталь, Алвитил и другие.


    Применение средств местной профилактики. а) Средства направленные на подавление микрофлоры. Источником микробов для ротовой полости ребёнка являются матери или другие ухаживающие за ним взрослые. Поэтому нельзя целовать ребёнка в губы, облизывать соску. Способом снижения числа микроорганизмов в полости рта является использование различных форм хлоргексидина (в виде зубных паст, ополаскивателей, гелей, лаков). Их применение возможно и у матери, и у ребёнка. При сравнивании использования хлоргексидина- и фторидсодержащего геля оказалось, что уровень S. mutans значительно снижался после обработки зубов хлоргексидинсодержащим гелем (через 4 недели), а фторид через 12. Оптимальным является использование биклюконата хлоргексидина в виде 1-но минутной ротовой ванночки. Хороший результат дает применение лака «Cervitek», содержащего 1% раствора хлоргексидина и тимола. Местная аппликация различных средств, обладающих антимикробными свойствами перспективна для стабилизации и профилактики раннего кариеса. Следует отметить, что средства содержащие хлоргексидин нельзя применять долго. Кратность и длительность процедур назначает стоматолог. б) Средства направленные на повышение резистентности зубов. Стимуляция процессов реминерализации чрезвычайно важна как для интактных зубов пациента, имеющего высокий риск развития кариеса, так и для имеющих разную степень поражения зубов пациента с высоким уровнем интенсивности кариеса. В этой связи необходимо обратить внимание на новые реминерализирующие системы, удобные для применения у самых маленьких детей.


    «Tooth Mouss» Состоит из казеинфосфопептида, получаемого их коровьего молока. Он хорошо связывается с твердыми тканями зубов. У детей 3-х лет аппликации геля проводится с помощью индивидуальной ложки для ремтерапии, у самых маленьких втирается пальцем в поверхности зубов. Гель «R.O.C.S» Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. «Белагель Кальций-фосфор» Содержит кальций, фосфор, магний. Желательно применение с каппой. Также возможно применение 5% раствора глюконата кальция и 2,5% раствора кальция глицерофосфата в виде аппликаций.



    В последние годы для профилактики кариеса зубов применяется метод глубокого фторирования, предложенный профессором Кнаппвостом с помощью ЭГЛ и ДГЛ. ЭГЛ и ДГЛ обладают длительным дезинфицирующим и реминерализирующим действием на твердые ткани. В результате реакции образуется высокомолекулярный полимер кремниевой кислоты с субмикроскопическими кристалликами фтористого кальция и фтористой меди. Нанофториды сохраняются в воронках дентинных канальцев от 6 до 12 месяцев постепенно выделяя фтор. А при обработке ЭГЛ образуются кристаллики фторида- кальция, фторида-магния, фторида-меди. Эти кристаллики создают оптимальную среду ионов фтора, которые в совокупности с минеральными солями слюны обеспечивают долговременную реминерализацию, усиливая её почти в 100 раз. Наличие ионов меди обладающих постоянно возобновляющейся бактерицидной активностью, значительно уменьшает способность микробов образовывать зубной налёт, что также играет немаловажную роль в профилактике кариеса. В Росси создан аналог этого препарата «Глуфторэд». Эти препараты дают хороший результат при проведении профилактики и лечении кариеса. В нашей поликлинике совместно с кафедрой ГИДУВА стоматологии детского возраста начали применять ЭГЛ и ДГЛ с 2007 года для лечения кариеса у детей раннего возраста.




    Дополнительно были даны рекомендации по питанию, режиму питания (отказ от ночного питья из бутылочки подслащенных напитков и по гигиене), назначены витаминно-минеральные комплексы. Дети наблюдались в течение года 3 раза. Через 12 месяцев у пациентов не отмечается прироста кариеса, не отмечены случаи осложнения кариеса и удаления зубов по поводу осложнений. Таким образом подтверждена эффективность метода глубокого фторирования для предупреждения кариеса и развития его осложнений при лечении детей дошкольного возраста. Детям раннего возраста можно проводить герметизацию фиссур СИЦ – кемфилом. В ходе проводившегося диспансерного наблюдения детей раннего возраста установлено, что обращение к врачу стоматологу на первом году жизни ребёнка является оптимальным возрастом для проведения индивидуальной медицинской профилактики кариеса временных зубов. Сроки обращения - после прорезывания первых зубов. Последовательное и обоснованное проведение лечебно-профилактических процедур в полости рта позволяет существенно снизить заболеваемость кариесом у детей дошкольного возраста, а также в 4 раза сократить частоту возникновения пульпита и периодонтита, в зубах, пораженных гипоплазией эмали, осложнённой кариесом. Таким образом, необходимым условием профилактики стоматологических заболеваний у детей является своевременное обращение ребёнка к стоматологу.




    Разделы: Биология

    Цели и задачи урока:

    1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
    2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
    3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
    4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.

    Оборудование урока:

    1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
    2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
    3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
    4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
    5. Выставка литературы по теме урока.
    6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения.

    2. Повторение пройденного материала:

    Вопрос учителя: Рассказать о строении и функциях органов ротовой полости:

    • языка,
    • слюнных желез,
    • зуба.

    Рассказ ученика по таблице “ Строение языка”.

    Язык состоит из корня, тела, кончика, имеет вкусовые сосочки нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в артикуляции речи, Язычная миндалина участвует в иммунных процессах.

    Рассказ ученика по таблице “ Органы ротовой полости”.

    У человека выделяют 3 пары слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и мелкие слюнные железы (губные, небные, язычные) Слюнные железы выделяют слюну для смачивания пищи и склеивания пищевого комка (содержит фермент муцин), расщепляет крахмал до дисахаридов (фермент амилаза),обеззараживает пищу (фермент лизоцим).

    Рассказ ученика по таблице “Строение зуба”.

    Зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится пульпа с нервами и кровеносными сосудами. У взрослого человека 32 зуба, они делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные. Зубы служат для откусывания и механического измельчения пищи.

    Учитель: Формирование зубов начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития. Появляются зачатки молочных зубов по 10 на каждой челюсти. На 17-18 неделе появляются зачатки постоянных зубов, идет процесс минерализации тканей зубов, который продолжается и после их прорезывания в течение нескольких лет. Первые зубы прорезываются в 6-7 месяцев и до 3 лет, первые зубы молочные, их 20. К 12-13 годам зубы меняются на постоянные, в 18-30 лет прорезываются “ зубы мудрости” Таким образом, поврежденные зубы не могут вновь восстанавливаться, так как они были сформированы в период эмбрионального развития.

    3. Изучение нового материала.

    • Строение тканей зуба – рассказ ученика по таблице “Основные ткани зуба”.

    Твердые ткани:

    1. эмаль – содержит 95% минеральных веществ,выдерживает нагрузку до 400 кг. на 1 мм 2 . Толщина эмали 0,01 -1,7 мм,
    2. дентин – 70% минеральных веществ,
    3. цемент – 70,4% минеральных веществ, покрывает зуб в области корня.

    Мягкие ткани:

    пульпа – содержит кровеносные сосуды, нервные волокна, клетки одонтобласты (клетки наружного слоя пульпы имеют длинные отростки, пронизывающие дентин и доходящие до эмали). Пульпа регулирует обменные процессы в твердых тканях, формирует дентин, нервы передают болевые ощущения от верхних слоев дентина к пульпе.

    Учитель: Эмаль состоит из эмалевых призм – граненых “ цилиндрических волокон” толщиной 4-7 мкм, которые идут радиально от дентина к поверхности зуба. Призмы образуются из клеток зубного зачатка, функция этих клеток завершается задолго до прорезывания зубов, поэтому разрушенная эмаль не восстанавливается. Эмаль проницаема для многих органических и неорганических веществ, которые могут проникать в нее из пульпы и из полости рта. Эмаль прорезавшихся зубов более проницаема, чем эмаль взрослых, и в течение ряда лет она “созревает”.

    Именно в этот период особенно опасно действие неблагоприятных (кариесогенных) факторов, приводящих к нарушению физиологических процессов, а значит, и к заболеванию зубов.

    • Кариесогенные факторы:

    1 . Недостаток ионов фтора (норма 0,8 - 1мг/л.).

    Действие фактора: эмаль становится менее прочная, в целях профилактики применяют фторирование водопроводной воды, прием фторида натрия 180-250 дней, применяют фторосодержащие зубные пасты.

    При рассмотрении этого фактора ученики сообщают результаты исследовательской работы “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.(если пробы не содержат ионов фтора,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты).

    2. Остатки пищи – образуется зубной налет, который создает благоприятную среду для микроорганизмов, образования молочной кислоты, что вызывает растворение эмали. Для удаления зубного налета необходимо полоскать рот или чистить зубы после приема пищи, ограничить прием углеводной пищи, можно применять жевательную резинку.

    При рассмотрении этого фактора уместно разыграть небольшую сценку:

    Зуб с налетом пищи:”Опять этот зубной налет!”

    Вбегают кариозные монстры и начинают водить хоровод вокруг зуба, радостно напевая::

    “А, зубной налет! Какая прелесть! Есть чем поживиться!”

    В это время по очереди входят стакан с водой, зубная паста и щетка, жевательная резинка и уводят кариозных монстров.

    Стакан с водой:

    “ Я помогу тебе, зуб. Прополощи рот после еды!” (уводит одного монстра)

    Зубная паста и щетка: “ Чистите зубы после еды – это поможет!” (уводят двух монстров)

    Жевательная резинка: “ А я самая вкусная защита от кариеса!” (уводит одного монстра)

    3. Курение вызывает образование налета на эмали, из-за перепада температуры в ротовой полости на эмали образуются трещины.

    Желательно отказаться от курения или использовать зубные пасты, укрепляющие эмаль.

    • Этапы развития кариеса – рассказ учителя с демонстрацией рентгеновских снимков.
    1. Изменение внешнего вида эмали зуба (становится тусклая, меловидная).
    2. Образование полости в зубе.
    3. Пульпит – воспаление пульпы зуба в результате проникновения микроорганизмов в пульповую камеру через кариозную полость.
    4. Периодонтит – воспаление корневой оболочки зуба, что вызывает отек мягких тканей лица, увеличение и болезненность лимфатических узлов челюстно-лицевой области. Периодонтит может проявляться в форме:

      остеомиелита – воспаление челюстных костей,
      абсцесса, флегмоны – это гнойные очаги в мягких тканях зуба,
      гнойных воспалений в шее, абсцессы мозга, печени и других органов,
      возможен смертельный исход.

    5. Хронический периодонтит – поражение внутренних органов, снижение иммунитета, аллергические заболевания из-за деятельности микроорганизмов и вырабатываемых ими токсинов.
    6. Гингивит – воспаление десны из-за зубного налета, скопившегося у шеек зубов, на деснах, в зубодесневом кармане. Проявляется покраснением десны, кровоточивостью десен при чистке зубов.
    • Профилактика заболеваний – рассказ учителя по выставке гигиенических принадлежностей и литературе.
    1. необходимо вести здоровый образ жизни;
    2. производить фторирование водопроводной воды;
    3. систематически посещать стоматолога с целью профилактического осмотра полости рта;
    4. проводить гигиенический уход за полостью рта: чистка зубов (3мин.):

      зубная щетка (меняется не реже 1 раза в 3 месяца),
      зубная паста (гигиеническая, лечебная, лечебно -профилактическая),
      зубочистка,
      зубная нить,

    5. освежение и дезодорация:

    зубной эликсир,
    дезодорант для полости рта,
    жевательная резинка.

    Приложение.

    1. Карточка- инструктор по выполнению ученического эксперимента “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”.

    Цели работы:

    1. Определить концентрацию ионов фтора в водопроводной воде;
    2. Провести характерные реакции на ионы фтора;
    3. По результатам эксперимента дать рекомендации учащимся о том, какой зубной пастой следует пользоваться.

    Выполнение работы:

    В 5-6 капель исследуемого раствора внести 5-6 капель 2н. раствора хлорида кальция. Если в растворе присутствуют ионы фтора, то образуется белый осадок фторида кальция. Отфильтруем осадок, взвесим, произведем расчеты и сравним полученные результаты с нормой- 0,8-1 мг/л.

    2. Карточка – инструктор лабораторной работы “ Определение количества зубного налета до и после чистки зубов”.

    1. Приготовление препарата: утром до чистки зубов и приема пищи снять зубочисткой зубной налет и нанести его на предметное стекло, вторым предметным стеклом накрыть первое.
    2. Повторить процедуру после чистки зубов.
    3. Рассмотреть первый препарат под микроскопом, зарисовать увиденное.
    4. Рассмотреть второй препарат, зарисовать увиденное.
    5. Сравнить количество зубного налета на первом и втором препарате, сделать соответствующие выводы о необходимости гигиенического ухода за полостью рта.

    Заключение: по результатам лабораторной работы №2 учащиеся делают вывод о том, что гигиена ротовой полости снижает риск стоматологических заболеваний.



    В продолжение темы:
    Инсулин

    Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

    Новые статьи
    /
    Популярные