Муниципальные ценные бумаги (МЦБ). Муниципальные ценные бумаги Цели выпуска муниципальных ценных бумаг

Государственные и муниципальные ценные бумаги можно выделить в отдельную категорию ценных бумаг по ряду причин. Во-первых, эмитентом в данном случае выступает публично-правовое образование (государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование). Во-вторых, правовая основа эмиссии ценных бумаг данными субъектами имеет свою специфику. Помимо ГК РФ, закона «О рынке ценных бумаг» порядок эмиссии регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

Таблица 8 - Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:

Приватизационные чеки;

Облигации российского внутреннего выигрышного займа

Государственные краткосрочные бескупонные облигации(ГКО);

Облигации федерального займа;

Казначейские обязательства;

Облигации внутреннего валютного займа;

Государственные долгосрочные обязательства;

Золотые сертификаты.

В настоящее время государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в основном в виде облигаций. Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Государственные и муниципальные бумаги могут быть номинированы и в рублях, и в иностранной валюте. Если номинал ценной бумаги выражен в рублях, то такие обязательства формируют внутренний долг . Если номинал ценной бумаги выражен в иностранной валюте, то такие обязательства формируют внешний долг .

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Несмотря на то, что государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными, в мировой практике имели место случаи дефолта, т.е. отказа от исполнения государством принятых на себя долговых обязательств. Дефолт по государственным ценным бумагам (ГКО) объявляла и Россия в 1998 г.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.

ГКО выпускались на разные сроки - от нескольких месяцев до года - отдельными выпусками в соответствии с «Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года.

На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Со временем покупка ГКО стала доступна иностранным инвесторам, что способствовало резкому росту спроса на них. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял около 300 трлн. руб. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. В августе 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. Объявление дефолта по ГКО стало причиной финансового кризиса в 1998 г.

Для того, чтобы описанная в примере ситуация больше не повторялась, в Бюджетном кодексе, который вступил в силу в 2000 г., определена ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. П. 1 ст. 102 БК РФ определяет, что Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Это означает, что в случае объявления дефолта обязательства по государственным или муниципальным заимствованиям будут исполнены за счет соответствующего имущества.

Муниципальные ценные бумаги-это способ привлечения финансовых ресурсов органами местного самоуправления государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства на цели, обусловленные функциями этих органов, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школы, больницы, музеи, библио-

26 Порядок ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением, кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов установлен в Положении ЦБР от 30 декабря 1999 г. № 103-П, вступающем в силу с 1 марта 2000 г. Использовано по системе ГАРАНТ.

теки и т. п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дороги, мосты, водосети и т. п.);

финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилищного фонда.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей, что противоречит юридической природе векселя, так как он является не эмиссионной ценной бумагой.

Кредиты могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае кредиты местным органам власти обычно не отличаются от аналогичных кредитов другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем кредит в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в форме муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

На муниципальные облигации распространяются положения, касающиеся облигаций вообще как одного из видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке24.

Государственные и муниципальные ценные бумаги, как отмечалось во второй теме, традиционно были основой становления и развития рынка ценных бумаг во всех странах, включая и Россию.

Правовое регулирование отношений, связанных с государственными и муниципальными ценными бумагами, осуществляется на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

В п. 1 ст. 2 этого закона государственными и муниципальными ценными бумаги признаются:

1. Государственными ценными бумагами - государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в том числе:

Государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

Государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальными ценными бумагами - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2013 N 72 Министерство финансов Российской Федерации.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения.

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, должны быть выражены и подлежат оплате в иностранной валюте.

Основные формы государственных ценных бумаг Российской Федерации:

1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - Банк России. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на Московской межбанковской валютной бирже. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. Существовало 12 выпусков со сроком погашения до 2004 года. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал.

Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

3. Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1992 году. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на Московской межбанковской валютной бирже. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма, относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.

На фондовых биржах дореволюционной России и на её внебир­жевом рынке всегда находилось е обращении много облигаций, эмитентами которых были губернии, города, земства и другие ад­министративные единицы. В 1992 г. в России началось восстанов­ление рынка муниципальных ценных бумаг. По состоянию на май 1995 г. было зарегистрировано более 60 выпусков таких бумаг на сумму свыше 4,5 трлн. руб. В этот период крупнейшим являлся го­родской займ Санкт-Петербурга с объёмом эмиссии по номиналу 2,1 трлн. руб. Крупные займы сделаны также Москвой, Тюменью, Нижним Новгородом и др.

Выпуск облигаций органами власти субъектов РФ, а также орга­нами местного самоуправления регулируется не специальными, а общими для выпуска всех ценных бумаг нормативными актами.

В мире накоплен большой опыт выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг. В США эти бумаги считаются одни­ми из самых надёжных: облигации городов и окружных органов самоуправления обеспечены налогами на недвижимость. Облига­ции штатов менее надёжны: они обеспечиваются налогами с обо­рота или иными налогами, размеры которых могут меняться. Важ­ное значение имеет и то обстоятельство, что в случае возникнове­ния неплатежей на город можно подать в суд, а на штат - нет. Муниципалитетам в США запрещён выпуск акций, они могут вы­пускать только облигации.

По типу муниципальные ценные бумаги в США не отличаются от федеральных займов: все они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на:

Облигации под общее обязательство. По сути это необеспе­ченные облигации: никакого залога нет. Косвенным обеспечением следует считать налоговые доходы эмитентов. Обычно подобные бумаги выпускаются для финансирования проектов, не принося­щих дохода;

Облигации под доход от проекта (например, промышленного предприятия);

Облигации под специальный налог (строительство дорог, на­пример, покрывается налогами на бензин).

Муниципальные облигации могут быть именными и на предъя­вителя (преобладают именные, т. е. зарегистрированные, ибо в этом случае они освобождаются от налогов). К облигациям обычно прилагается отзывной опцион. Они котируются на базе дохода от срока погашения (для определения котировочных данных используют специальные руководства). В США номинал муниципальных облигаций 1000, 5000 долл. Большая часть операций с ними совер­шается через брокеров на внебиржевом рынке.

Выпущенные в России в 90-х гг. муниципальные облигации харак­теризуются заметным разнообразием. Как и в других странах, они подразделяются на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечиваются всем бюд­жетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носят целевого инвестиционного характера, а предназначены для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги аналогичны ГКО и размещаются подобным же образом. Они пользуются определённым успехом на фондовом рынке, хотя и таят в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.



Все же по количеству выпущенных облигаций доходные (целе­вые) займы явно преобладают. Муниципалитеты выпускают их под конкретный инвестиционный проект и обычно погашают доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов состав­ляют жилищные займы, а также другие займы, имеющие социальную направленность (предназначены для развития социальной инфра­структуры).

Муниципальные облигации эмитируются в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные об­лигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широ­кого распространения. Облигации местных органов власти выпус­каются в виде именных ценных бумаг и бумаг на предъявителя в документарной и бездокументарной форме.

Для реализации и обслуживания муниципальных займов приглашаются профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые и размещают их среди инвесторов (юридических и физи­ческих лиц). Для реализации крупных займов создаются, на акцио­нерной основе, временные финансовые объединения (синдикаты). Облигации продаются инвесторам путем публичного (открытого) либо частного (закрытого) размещения.

Почти во всех случаях гарантами муниципальных займов явля­ются сами эмитенты. Исключение составляют жилищные займы, гарантами которых выступает региональная администрация, а в некоторых случаях - коммерческие банки. Доходность муниципальных облигаций ниже банковских ставок, но она компенсируется их более высокой надёжностью по сравне­нию с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвуют в розыгрыше призов вещевых лотерей).

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения фи­нансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные фи­нансовые средства в принципе на любые цели, которые группиру­ются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих еди­новременных крупных средств, которыми не располагает ежегод­ный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов со­циального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфра­структуры (дорог, мостов, водо- сетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые оку­пается в течение нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконст­рукции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. зат­раты компенсируются выручкой от продажи всего или части пост­роенного жилого фонда.

Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выс­тупают: местное население, коммерческие банки, страховые и пен­сионные фонды, другие организации и предприятия.

Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлека­тельным для инвесторов по двум основным причинам:

Их более высокая конечная доходность по сравнению с бан­ковскими депозитами за счет налоговых льгот;

Более высокая надёжность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги ак­ционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бума­ги, обладают только ценные бумаги федерального Правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации ин­вестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

В целом на муниципальные облигации распространяются тео­ретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Их размещение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем бир­жевом или внебиржевом рынке.

Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень до­ходности, сравнимый с государственными облигациями, и в насто­ящее время на них распространяются те же налоговые льготы, что и на государственные облигации, в связи с преданием им статуса государственных ценных бумаг.

Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, цель которых - финансирование ^строительства жилья. Указанные облигаций в зависимости от усло­вий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель - получение не дохода на вложенный капитал, а требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и посёлков России. Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим каче­ственным параметрам выгодно отличается от государственных зай­мов. Если последние носят преимущественно краткосрочный ха­рактер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основном сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше),

Если государственные облигации обычно выпускаются в бездо­кументарной именной форме, то свыше одной трети муниципаль­ных облигаций выпущено на предъявителя.

Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, ког­да, с одной стороны, сам рынок ещё только складывается, а с дру­гой - его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что, если современные рос­сийские займы преследуют, как правило, только одну цель - фи­нансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредствен­ное финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занима­ют неодинаковое место. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.



В продолжение темы:
Инсулин

Все Знаки Зодиака отличаются друг от друга. В этом нет никаких сомнений. Астрологи решили составить рейтинг самых-самых Знаков Зодиака и посмотреть, кто же из них в чем...

Новые статьи
/
Популярные